Блог

Геймификация для HR: мировые практики и советы по внедрению

Владимир Курило
Основатель и СЕО CleverStaff
«В игру, миссис Хадсон, В ИГРУ!» — приговаривал Шерлок Холмс-Камбербэтч, следуя по пятам за новой криминальной загадкой. Это пример неподдельной мотивации, вовлекающей в работу с полным погружением. Если говорить о более «мирных» профессиях, чем детектив-консультант, то улучшить мотивацию и вовлечь сотрудников поможет геймификация.
По материалам hrtechnologist.com, 70% всех работников в мире не вовлечены в свою работу. Это серьезная цифра. Причины разные, итог один — падает вовлеченность и, как следствие, продуктивность. Поэтому все чаще компании обращаются к «опции» геймификации в мотивации персонала. Она помогает разбавить рабочую рутину — одну из главных причин снижения мотивации, — добавив игровой элемент в привычные задачи. И это вполне оправдано: по данным агентства Anadea, внедрение различных игровых техник позволяет повысить вовлеченность сотрудников в работу на 48% (!).

Методы геймификации: от ачивок до квестов

В мире известны примеры геймификации в  обучении, продажах услуг, сборе данных, в e-mail-рассылках и даже для поднятия корпоративного духа.

Существует множество методов, которые во многом зависят от изобретательности HR-менеджеров компании. Рассмотрим варианты нематериальных поощрений, которые используются для стимулирования сотрудников.
1
Ачивки — метод «достижений». Один из самых распространенных, кстати. Суть: разрабатывается система ачивок, которые можно «открыть» за выполнение каких-либо сложных или нестандартных заданий. Самые успешные сотрудники награждаются бонусными очками, специальными значками, бейджами и так далее.
2
Рейтинги — принцип конкуренции. Самые высокие места в них занимают сотрудники, которые лучше всего справляются с поставленными задачами. Рейтинги могут быть за любой период времени — день, неделю, месяц. Систему начисления баллов и поощрения предлагает HR.
3
Бонусы — могут начисляться не только за хорошее выполнение поставленных задач, но и, например, за рекомендацию новых сотрудников, их онбординг, выступление на различных мероприятиях, подготовку презентаций внутри компании и т.д.
4
Соревнования — отличный способ геймификации, если речь идет о командной работе. Соревнования между отделами всегда воспринимаются с азартом, потому что есть шанс выяснить, чья команда круче.
4
Квесты — когда сотрудники, подобно Шерлоку, «учуют» приключение на работе, процесс пойдет в разы эффективнее.
На мой взгляд, это «базовая комплектация» методов. Форматов для них может быть в разы больше. Главное — чтобы идея была оригинальной и тесно связана с рабочим процессом.
Узнайте, как привлекать таланты в компанию с помощью геймификации, на курсе «HR Tech — все о цифровых технологиях в HR»

Феномен Львенка

Если говорить о геймификации сайта, то в первую очередь это изменения и/или апгрейд его внешнего вида или приложения с помощью игровых элементов.

Ну, во-первых, это красиво :) А если на языке бизнеса, то геймифицированные продукты дают возможность легче их использовать. Ведь если разработчики задумались над улучшением внешнего вида, зачастую это подтягивает и практическую сторону вопроса. Например, бонусы, которые разработчики дарят пользователям благодаря геймификации — скидки, подарки, другие привилегии.

Среди наиболее броских, знакомых большинству примеров — Lingualeo, один из самых популярных международных сайтов для изучения языков. Здесь обучение полностью «зашито» в игру, что облегчает процесс в целом.

Геймифицированные тренировки с главным героем — львенком, визуальный прогресс — ежедневный рейтинг в баллах и рост уровней, напоминания — регулярные email-рассылки с напоминаниями, скидками на подписку, дополнительными активностями и т. д. Удобно, полезно, ярко. И главное — «студенты» увлечены!
Геймификация в обучении: пример из онлайн-тренажера по английскому
В тренажере нужно ежедневно «кормить» виртуального львенка, получая за это бонусы

Примеры геймификации в HR и не только

Крупные мировые бренды уже давно используют мотивационные игры для сотрудников и решения других бизнес-задач. Приведу несколько, на мой взгляд, удачных и результативных примеров.

Опыт Deloitte

Академия лидерства «Делойт» — это программа обучения, которую компания внедрила для более чем 50 000 руководителей. Задача заключалась в том, чтобы побудить занятых специалистов найти время для учебы. Для этого была использована платформа Badgeville, механика геймификации была интегрирована в обучающий сайт. Используя «миссии», награды, ранг, статус и многое другое, они смогли существенно улучшить и облегчить процесс обучения. Благодаря этому среднее суточное и среднее недельное количество пользователей сайта Академии выросло, соответственно, на 46.6% и 36,3%.
Геймификация в обучении персонала на примере кейса Deloitte

Кейс Galderma

Показателен кейс Galderma — международной лаборатории по разработке и коммерциализации дерматологических продуктов, которая была создана как совместное предприятие Nestlé и L’Oreal. Для того, чтобы укрепить знания сотрудников отделов продаж о своих новых продуктах, компания внедрила специализированную тематическую игру. Она заключалась в развитии виртуальных персонажей с помощью викторин и ситуативных ролевых игр, построенных вокруг обучения.

Хотя игра была добровольной, в нее оказались вовлеченными около 92% сотрудников. Насколько это повлияло на рост продаж, Galderma в открытых источниках не разглашает. Но с учетом того, что компания делает ставку на качество знаний своих сотрудников как на один из способов донесения информации о своих инновационных продуктах до потребителя, не дает сомневаться в успехе этого проекта.

Пример Objective Logistics

Objective Logistics разработала уникальное программное обеспечение для ресторанного бизнеса под вдохновляющим названием «Муза». «Муза» использует данные о платежах клиентов, включая продажи и чаевые, для отслеживания производительности каждого сотрудника. Соответственно, те сотрудники, которые работают лучше всех, получают «награды». Например, право приоритетного выбора смены. Уже бета-версия платформы, протестированная в сети ресторанов Not Your Average Joe’s (США), по словам соучредителя Objective Logistics Филипа Борегара, привела к увеличению продаж на 1,8% и увеличению чаевых на 11%.

Игра от Yota

А вот компания Yota в свое время провела массовую игру для сотрудников в концепции одного из сюжетов «Звездных войн». Так, на 2 месяца сотрудники точек продаж были призваны на Светлую сторону, а на Темной оказались… планы продаж. Для победы необходимо было нарастить «военный» потенциал, а именно — усердно и успешно выполнять план по продажам и обучению. Чтобы зарядить аккумулятор корабля, необходимо было усиленно продавать модемы, чтобы стрелять из лазера — SIM-карты… Сотрудники, которые справились с планом лучши других, получали от компании разные бонусы.

5 ключевых этапов для внедрения геймификации

Итак, если проанализировать перечисленные примеры, можно увидеть, что геймификация помогает бизнесу решать ряд вопросов. Это и мощный инструмент для HR, и основа новых решений для продажи товаров и услуг.

В свою очередь, мы в CleverStaff также находимся на этапе внедрения игровых техник в наш проект по автоматизации рекрутинга. В программном продукте, который используется клиентами ежедневно или регулярно, есть много возможностей творчески использовать игровые механики, без ущерба, и главное — в помощь непосредственной работе.

Чтобы качественно внедрить геймификацию, инициативной группе компании нужно осмыслить и проработать 5 основных этапов, а именно:
1
определить конкретную цель или задачу, которую нужно решить: обучение сотрудников, увеличение продаж, улучшение бизнес-показателей и т. д.;
2
связать задачу с выполнимыми и понятными для сотрудников показателями;
3
подобрать игровые механики, например соревнование с коллегами, награды за выполнение планов и достижение промежуточных результатов, награда за личный рекорд, прохождение квеста и др.;
4
создать креативный и логичный концепт для игры, используя вовлекающие интерактивные сюжеты, чтобы людям было нескучно и интересно;
5
разработать и интегрировать ваши элементы геймификации на корпоративный сайт компании или мессенджер.
Лучше разрабатывать и внедрять геймификацию не всего и сразу, а поэтапно, начиная с того, что вам больше всего необходимо и понято. Так вы снижаете риски и цену ошибки, даёте себе возможность экспериментировать и изменять следующие элементы геймификации с учётом полученного фидбека и опыта.

Как правило, в технической разработке и внедрении принимают участие либо программисты компании, либо проект «под ключ» реализует опытный подрядчик, либо — консолидированными усилиями. Также важно понимать, что львиную долю успеха корпоративной геймификации обеспечивает нестандартная сюжетная идея, способная вовлечь в игру всю команду.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Показать ещё...