Блог

Как HR перейти в IT

Эксперт в области управления персоналом в IT и Digital компаниях. Помогаю строить HR с нуля, налаживать процессы, строить коммуникации и мотивировать команды
Бум на ИТ, по моим скромным оценкам, начался лет 10 назад или чуть раньше. Правда, тогда про бум знали только люди, работающие в ИТ или в смежных областях. Для остальных айтишник представлялся кем-то вроде человека в свитере с грязными волосами и длинной бородой.
Ситуация поменялась лет 5-7 назад, когда все «что-то слышали» про крутой офис и крутую работу в Facebook, Google, Яндекс и так далее. А в последние пару лет из каждого утюга доносится: обучим ИТ рекрутингу за три вебинара! Конференций и митапов больше, чем эйчаров, а эйчары из ИТ компаний с опытом работы 3 + лет уже вовсю могут учить других и выступают с позиции старших и опытных товарищей. Тренд налицо: ИТ — это модно, круто, хорошо оплачиваемо и почти все хотели бы там работать.

Давайте разбираться, легко ли эйчару из другой индустрии попасть в ИТ и надо ли это делать.

Как HR-специалисту «войти в айти»

Бытуют два противоположных мнения, которые часто можно встретить на просторах интернета, в эйчар группах в Facebook и комментариях к постам про HR в ИТ:
1
ИТ — это другой мир. HR из других индустрий туда вход закрыт или крайне сложен.
2
ИТ — это такой же бизнес, как и все другие. Там работают те же kpi и метрики. И вообще HR — это поддерживающее подразделение и любой профессиональный эйчар может разобраться в любой индустрии, и ИТ не исключение.
Истина, как обычно, — где-то посередине.

Прежде чем переходить к содержательной части, я бы хотела коротко рассказать о своем опыте. Я попала в ИТ случайно и еще в те далекие времена, когда трендом работа в ИТ не была. В 2008 году весной, когда я искала работу после года в кадровом агентстве и не имела об ИТ ни малейшего представления, меня пригласили в компанию — рекламный холдинг с большой веб-студией и продакшн центром. Подбор в компании был крайне запущен, и мне вручили 25 вакансий практически в первый рабочий день. Так в мою жизнь вошли слова linux, php, ООП, flash, алгоритмы, шаблоны проектирования и так далее. Дальше были e-commerce проекты, софтверная компания, фриланс и я все больше и больше погружалась в ИТ-специфику, в людей из ИТ, в процессы в ИТ- компаниях.

Я не буду рассуждать о позициях HR-директоров больших компаний. В этом случае уже тот масштаб, когда индустрия скорее не важна. Поговорим о HR-специалистах, работающих руками, общающимися с ИТ-спецами лично и на постоянной основе.

За 12 лет я видела как успешные кейсы переходов HR из других индустрий в ИТ, в том числе и в моих командах, так и провальные кейсы и много — нейтральных или средних — когда вроде бы все неплохо, человек работает, но понимания и глубины нет. Да и сотрудники такого HR избегают и говорить с ним не хотят.
Почему так происходит?
Я думаю, причин несколько.
1
Работникам HR-функции свойственны разговоры о несущественном, расплывчатые коммуникации, когда слушаешь/читаешь и вроде все слова понятны по отдельности, но общего смысла нет.
Часто ощущается поверхностный подход к решению задач, оперирование красивыми терминами без их понимания, манипуляции. ИТ-специалисты это чувствуют (в среднем % умных на квадратный метр в ИТ компаниях сильно выше, чем в компаниях из других индустрий). А как только чувствуют, сразу перестают доверять. Также эйчары часто не понимают, что инженеры могут не обладать теми специфическими знаниями, которые есть у специалиста по персоналу — о людях, об индивидуальной и социальной психологии. Это часто мешает взаимопониманию и сотрудничеству.
2
Каждую HR-инициативу придется объяснять, отвечать на неудобные вопросы: зачем мы это делаем, чего хотим добиться.
Это часто раздражает и HR думает: «черт, ведь я такой супер эксперт, почему мои идеи ставятся под сомнение». Происходит демотивация, накатывает усталость. А если объяснить и убедить не получается, то желающих участвовать будет крайне мало и даже классные идеи провалятся. Довольно распространенный пример — карта компетенций. Ну, не хотят ее разрабатывать и внедрять: долго, муторно, а эффект не очевиден.
3
Эйчары часто начинают решать любые проблемы «HR методами и инструментами» — KPI, тренинг.
А зачастую управленческие проблемы решаются разговором, анализом процесса, нахождением узкого места и его расширением. Тут речь о здравом смысле и простых логичных операциях, а не HR-инструментах.
4
В ИТ-компании часто не работает то, что отлично работает в других.
Почему? См. первый пункт.
Будьте в центре HR-трендов! Чтобы не пропустить открытые уроки с топовыми
HR-экспертами, подпишитесь на наш календарь ↓
Несмотря на это, работать в ИТ интересно, это вызов. Заручившись поддержкой коллег из ИТ, можно делать крутые вещи.
Как же попасть в ИТ-компанию?
Я бы выделила следующие пути:

  1. через рекрутинговое агентство, которое специализируется в ИТ. После него прямая дорога в отдел рекрутинга в инхаус и далее — по обстоятельствам и желаниям.

  2. через другую специализацию (C&B, например или L&D).

  3. через HR BP — сложнее и получается реже. Но тоже вариант. Такой подход может сработать лучше, если до этого в портфолио есть какой-то интересный проект по грейдингу/талант пул/есть какая-то еще компетенция, которая интересна ИТ компаниям сейчас.

  4. Начать с джуниор позиции — всегда вариант, но не всем подходит.

  5. Случайность :) как в моем случае.

Если трудности не пугают и очень хочется в ИТ, надо быть готовым:

  • Много учиться и работать.

  • Расширить собственные рамки. Если что-то работало определенным образом в предыдущем опыте в какой-то другой не ИТ компании, велика вероятность, что в ИТ так работать не будет.

  • Быть готовым много слушать, в том числе не очень приятных вещей про себя, свой опыт и экспертизу

  • Быть логичнее, проще, яснее и чище в мыслях. Меньше терминологии — больше здравого смысла!

  • Быть последовательным в действиях. «Отвечать за свои слова». Много объяснять. Отбросить буллшит.

  • Уметь или научиться работать с цифрами и включать логику.

  • Построить неформальные дружеские отношения с ИТ-профи (программист/сисадмин/тестировщик). Тестировать и обсуждать с ними свои идеи.

  • Не забывать развивать свои HR-компетенции.

  • Верить, что все получится и искренне любить «айтишечку».

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Made on
Tilda