Generalist в переводе с английского — универсал. Именно это словом принято характеризовать суть роли HR Generalist. С моей точки зрения, это достаточно скупое описание. Но обо всем по порядку.
Несомненно, роль HR Generalist нельзя рассматривать в отрыве от всех направлений деятельности HR, так как именно они и составляют его деятельность. Но для того, чтобы понять суть деятельности, важно разобраться в структуре HR и понять, в каких случаях нужны те или иные роли.
На первый взгляд, все достаточно просто: потребность в той или иной роли определяет масштаб компании.
Компания численностью 0-30 может прожить вообще без HR. Чаще всего функции HR в такой компании распределены между руководителями, секретарями, бухгалтерией и так далее.
В компаниях численностью от 30-50 человек уже появляется выделенный специалист. И именно он называется HR Generalist.
Чем больше растет компания, тем разветвленнее становится структура компании. Формируются выделенные направления. Появляются отделы и HR Director.
Компания растет дальше и на уровне корпораций появляется следующая роль — HR Business Partner. Это стратегический партнер бизнеса. Он существует параллельно с традиционной HR структурой, где сосредоточены центры экспертизы, и помогает бизнесу достигать стратегических целей с помощью инструментов HR.
Однако, не только масштаб играет роль. Также важно учитывать стадию развития бизнеса. На разных этапах развития компании, требуется разного уровня глубина, экспертиза и, собственно, набор ролей:
- Компания только родилась — необходим качественный учет.
- По мере развития добавляется подбор «тех самых» людей.
- Растет дальше — требуется передача знаний, обучение.
- Достигла уровня серьезного игрока на рынке — необходимо думать об удержании и т.д.
Если задуматься, то две роли (HRBP и HRG) очень похожи. Отличаются они разве что масштабом компании, а также тем, что HRG многое делает руками, в отличие от HRBP, который является заказчиком центров экспертизы, входящих в традиционную HR структуру
Именно по причине схожести двух ролей, часто в западных корпорациях HRG является представителем вертикали HR Business Partner. Например, такая схема часто применяется для региональных представительств, где масштаб бизнеса меньше, чем в Head office.