Блог

Кейс студента: построение системы сквозного обучения для 2800 человек

Бизнес-тренер, руководитель отдела обучения Digma Business Group. Автоматизировала процесс обучения, построила сквозное обучение на 4 бизнес-направления и 2800 человек. Выпускница второго потока курса «Директор корпоративного университета», защитила стратегию со своей командой в октябре 2020 года.
Анастасия автоматизировала процесс обучения в своей компании, построила сквозное обучение на 4 бизнес-направления и 2800 человек, защитив в прошлом году со своей командой стратегию. И все это благодаря своим талантам и полученным знаниям на курсе «Директор корпоративного университета». Как она к этому пришла, читайте дальше в ее кейсе.
Компания, в которой я работаю, состоит из четырех бизнес-направлений: два ритейла, два производства, а над ними — управляющая компания, общей численностью 2800 человек:
1
ритейл Digma Food Market (магазины у дома);
2
ритейл Аттика (сеть табачных киосков с охватом Восточной Украины);
3
производство по переработке пластика Greenstep (рециклинг, на заводе перерабатывают пластик, изготавливают синтепон и делают планету чище);
4
молочное производство «Фабрика Сыра».

2019: охват первого бизнес-направления

Обучением персонала я занимаюсь 6 лет. Я много обучаюсь самостоятельно, слежу за трендами и сразу отрабатываю знания на практике. Поэтому мне стало сложно найти качественное обучение, где рассказывали бы то, чего я не знаю, — как бы дерзко это ни звучало.

Однако мне не хватало практического опыта внедрения системы обучения на такое большое количество людей. Придя в компанию в 2019 году, я активно включилась в построение системы обучения по одному бизнес-направлению. Согласовала программу, которая предусматривала развитие линейных руководителей (директоров магазина) на внутренних площадках, а миддл-руководителей и топ-руководителей — на внешних.

Уже через полгода стала думать, как охватить все четыре бизнес-направления. Даже с условием автоматизации обучающего процесса одних моих сил не хватало. Я пришла к руководителю с запросом по расширению штата отдела обучения и получила в подчинение одного менеджера. Вместе мы на 90% реализовали обучающую программу для продуктового ритейла. В конце года я начала заниматься программой для второго бизнеса, Аттика, и спланировала годовую стратегию по обучению двух бизнес-направлений.
Открытый урок для T&D-специалистов «Корпоративный университет — как обучать сотрудников по технологиям будущего»

2020: охват двух бизнес-направлений

В начале года мы начали системно реализовывать программы для двух ритейлов. Параллельно поступил запрос на построение системы оценки на производстве. Силами двух сотрудников по обучению было тяжело охватить все направления. Кроме того, мне под контроль отдали тренинговый центр, который мы сдаем в аренду, когда он не занят нашими мероприятиями. Поэтому я подключила к работе администратора тренингового центра, составив ей карту развития на менеджера по обучению.

Карантин и оценка персонала

На время карантина мы приостановили офлайн-тренинги. Я предложила исполнительным директорам бизнесов проводить все мероприятия по плану в онлайне, но получила отказ.

Для меня и моей команды наступило время прописать нормативы под обучающие процессы — то, до чего раньше не доходили руки. Мы описали все процессы, обновили профили должностей, так как они легли в основу составления карт индивидуального развития.
Я знала, что обучение отходит от массовых тренингов, превращаясь в индивидуальный подход к каждому участнику — этот тренд подтвердил курс «Директор корпоративного университета».
Летом собственник поставил задачу провести оценку совета директоров и ключевых специалистов бизнес-направлений. Проводили оценку 360 по корпоративной модели компетенций. Я делала все руками, и на аналитику, подведение итогов и рекомендации ушло около месяца. Было невероятно сложно, но я справилась. Моя команда взяла на себя все обучающие процессы, освободив мне время для этой задачи.

Автоматизация и ДО — поиск курсов по T&D

Параллельно я начала подготавливать образовательные процессы в автоматизации — внедрение системы дистанционного обучения.

Мне предстояла глобальная работа. Я поняла, что мне самой необходимо обучение, чтобы систематизировать знания и перенять опыт крутых преподавателей и коллег по T&D-направлению. Просмотрев большое количество программ, я ничего не нашла. Все они были однобокими и охватывали только один-два обучающих процесса.

Но тут мой предыдущий руководитель прислала мне ссылку на курс «Директор корпоративного университета» — и это то, что мне было нужно! Курс охватывал все интересующие меня процессы.

2020-21: стратегия на все 4 бизнес-направления компании

Записываясь на курс, я ставила цель структурно выстроить обучающий процесс сквозь все бизнес-направления, сделать его более гибким и автоматизированным.

После обучения я написала комплексную сквозную стратегию на все бизнес-направления в компании.
Сквозным называют обучение, которое охватывает все процессы, всех сотрудников бизнес-группы.
На ее создание ушло около месяца. Курс дал мне все составляющие стратегии. Нужно было получить от исполнительных директоров цели развития на 2021 год, обдумать оптимальные инструменты для каждого уровня должностей — и стратегия готова.

Защита стратегии представляла собой ступенчатый процесс: сначала нужно было защитить бюджеты и стратегию по каждому направлению, затем — общую перед собственником бизнеса.

Защита прошла успешно, мне утвердили все запланированные проекты и бюджеты под них.
Чего я жду в следующем году от отдела обучения:

1. Реализацию проекта по внедрению стандартов обслуживания для продавцов в розничной торговой сети с использованием системы дистанционного обучения.

2. Внедрение системы дистанционного обучения для сотрудников офисов DBG.

3. Реализацию составленной стратегии по обучению во всех бизнес-направлениях.
Анна Вихорь
Член совета директоров, HRD Digma Business Group

Корпоративное обучение как система

Первый блок обучения на курсе «Директор корпоративного университета» дал понимание, какие направления нужно охватить, чтобы выстроить сквозное обучение и корпоративный университет в целом. Здесь я закрепила понимание трендов в обучающем направлении, а примеры преподавателей натолкнули на несколько новых идей.
Например, начать с внутреннего корпоративного университета, перейти на продажу обучающих продуктов внешнему рынку, а затем запустить социальные инициативы.
Второй блок курса позволил провести аудит существующих процессов и выявить недостатки. Например, по каждому направлению мы реализовывали только точечные мероприятия. Устранение недостатков тоже легло в стратегию.

Также у меня появилось понимание «правильных» KPI для сотрудников моего отдела. В связи с внедрением СДО штат расширился еще на одного менеджера по обучению — методолога СДО. Им стала бывший администратор тренингового центра, с которой мы в начале 2020 года расписывали план развития.

Автоматизация процессов и организация дистанционного обучения

Эта часть курса позволила правильно выбрать систему СДО — ранее я уже провела анализ рынка дистанционного образования. Также я подготовила документы обратной связи заказчика обучения. С обратной связью в компании есть некоторые трудности, и домашнее задание этого блока решило их для нашего отдела.
Внедрение системы дистанционного обучения снизило расходы на обучение линейного персонала на местах в 1,5 раза.
Ну, и пятый блок, «Коммуникация с топ-менеджментом», помог правильно подготовиться к защите и успешно защитить свою стратегию.

Кроме того, по каждому блоку я записала 5−8 идей, которые уже внесла в план мероприятий на 2021 год, прописанный под стратегию.

Чат-боты в обучении

Обучение линейных сотрудников в компании происходило через обучение руководителей. Я знала, что в других компаниях применяют чат-ботов, но не понимала, как именно.

Из блока по цифровым технологиям я узнала, что чат-ботов можно наполнять нормативной документацией, ссылками на интересные профильные мероприятия и прочим.

Наш чат-бот в Telegram позволит мне охватить департаменты управляющей компании, которые запрашивают профильное профессиональное обучение. Сейчас мы работаем над первым чат-ботом — для департамента персонала.
Представьте, как здорово, когда у каждого департамента свой чат-бот, где можно быстро найти любой нормативный документ или сразу зарегистрироваться на ближайший внешний тренинг или конференцию.

Нетворкинг со студентами

На курсе была очень крутая команда специалистов из разных уголков Украины и России. При подготовке к итоговому заданию мы обменялись колоссальным опытом и расширили свой нетворк.

Когда нас собрали в группу для обсуждения итогового кейса, куратор Людмила Чемеринская замечательно ее модерировала: у каждого было свое задание, которое в конце слилось в единую стратегию. В процессе написания стратегии коллеги рассказывали о своем опыте с тем или иным инструментом и результаты. А Ксения, молодая мама в декрете, сделала замечательную визуализацию, которую я оставила для своей стратегии.

Мы и сейчас периодически переписываемся с участниками моего потока, когда у кого-то есть проблемный вопрос, требующий коллективного решения. Например, недавно обсуждали, какое видео можно показать для описания особенностей обучения разных поколений — от Y до Z.

2021: новая должность

В этом году с января у меня новая должность: теперь я официально Руководитель отдела обучения и развития в компании — и все благодаря комплексной защите моей стратегии.
Хочу пожелать будущим студентам курса всегда стремиться только вперед, применять на практике свои знания, развивать гибкость и расширять границы мышления! Следите за трендами в обучении, изучайте и пробуйте новые подходы и технологии в своей работе.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Прокачайте навыки на курсе «Директор корпоративного университета»
Вы сможете перенять опыт ведущих российских специалистов по корпоративному обучению и построить крутую карьеру директора корпоративного университета. Преподаватели курса — сильные лидеры функции T&D, руководители КУ из ведущих компаний. Они поделятся опытом и инструментами работы, которые вы сможете сразу использовать в своей практике
Показать ещё...