Блог

Методы обучения персонала: как бизнесу развивать сотрудников

Лидер направления обучения и развития Splat , CIPD HRM, Associate CIPD
Каждая организация проходит свой жизненный цикл: от «Зарождения» до «Смерти» (согласно теории Ицхака Адизеса). А переход на новый уровень невозможен без развития сотрудников. Поэтому обучение персонала — это вклад в развитие интеллектуального капитала компании и, следовательно, в ее рост.

Цели и задачи обучения персонала

Развитие невозможно без получения новых знаний. Чтобы правильно выбрать методы обучения персонала, сначала стоит определиться с целями и задачами, которые ставит бизнес перед L&D.

И, как правило, все упирается в стратегию развития компании. К примеру, есть глобальная цель — сохранить знания внутри. Исходя из этого строится концепция L&D, сюда же относится работа с внутренними тренерами, передачей знаний внутри компании, система управления знаниями и т. д.

Или же в компании есть сложности с текучестью в период испытательного срока — тогда важно понять причину и выбрать эффективные методы обучения персонала, которые помогут улучшить адаптацию.
В настоящее время классическая цель L&D-подразделения — когда планы развития заполнены и сотрудники учатся — уже не работает. Бизнес хочет понимать, зачем людям учиться и что это даст для компании.
И здесь на практику хорошо ложится модель обучения на собственных ошибках по теории «двойной петли» (Double Loop Learning) Криса Аргириса — рекомендую почитать об этом методе.

Методики обучения персонала:
что востребовано в COVID-world

В современном COVID-world сотрудникам L&D необходимо не только проявлять гибкость, учиться и развиваться, но и понимать задачи бизнеса, предвосхищать ожидания. Сейчас в L&D востребовано умение смотреть на ситуацию в мире целиком и учитывать внешние факторы.

Поэтому популярность набирает смешанный вид обучения: это такой микс синхронного и асинхронного обучения. К примеру, сотрудникам дали задание на самостоятельный разбор (асинхронное) и через некоторое время провели онлайн-встречу по данным пунктам (синхронное).

Основные виды смешанной формы обучения персонала:

  • обучение на рабочем месте (например, во время адаптации нового сотрудника);
  • повышение квалификации;
  • профессиональная переподготовка.
Открытые уроки для специалистов по обучению персонала перед стартом курса «Директор корпоративного университета». Чек-лист после регистрации в подарок
Формат обучения выбирается исходя из приоритетов и возможностей компании. Оно может быть краткосрочным или долгосрочным, групповым или индивидуальным, может проводиться очно или онлайн.

Смешанный вид обучения позволяет гармонично вписать модель 70/20/10 Чарльза Дженнингса.
В соответствии с ней, весь объем учебной информации делится на три группы:

  • 70% — экспериментальное: выполнение ежедневных задач и практики.

  • 20% — социальное: общение с коллегами, тренерами, экспертами.

  • 10% — формальное: изучение учебных курсов и литературы.
Модель обучения персонала 10-20-70

Методы обучения персонала: что подойдет вашей компании

Определившись с формой и содержанием, выберите свой способ провести обучение сотрудников.

Лекции

Сотрудники превращаются в студентов и послушно конспектируют за преподавателем.

Плюсы: Этот метод хорошо для больших аудиторий: материал можно объяснить сразу сотне человек. И при этом сам выступающий контролирует содержание и подачу материала.

Минусы: Отсутствие обратной связи и низкая активность слушателей. Преподавателю приходится прилагать большие усилия, чтобы увлечь аудиторию.

Семинары

Семинар — это дискуссия, которая может проходить в формате brainstorm для поиска решения проблемы. Семинар служит закреплению пройденного на лекции материала.

Плюсы: Свобода действий, которая помогает сохранить интерес и включить в слушателях активность.

Минусы: Такие формы обучения персонала подходят для небольших аудиторий — до 25 человек. И даже при такой численности преподаватель должен быть опытным модератором, чтобы дискуссия не превратилась в эмоциональный спор.

Тренинги

Участники тренинга на практике отрабатывают знания и навыки, полученные на лекции и семинаре.

Плюсы: Тренинги помогают добиться быстрого эффекта от обучения. Сотрудник уже на утро после тренинга может применять усвоенные инструменты в работе. Кроме того, он получает эмоциональный заряд и уверенность в своих силах.

Минусы: Пройденный материал может быстро забыться, если его не использовать на практике. Я рекомендую после каждого обучения прорабатывать полученный материал, закреплять его в течение 21 дня и проводить посттренинговое сопровождение.

Деловые игры и бизнес-симуляции

Это тренировки в условиях максимально приближенных к боевым, когда сотрудники решают конкретный бизнес-кейс в режиме реального времени. Раньше деловые игры и бизнес-симуляции, проводились только оффлайн, но современное обучение приучает нас к онлайн-играм.

Плюсы: бизнес-симуляции дают возможность погрузиться в безопасную среду, где сотрудники могут отработать свои скилы. В отличие от лекции или семинара, они позволяют L&D наблюдать за поведением сотрудников в разных ситуациях и видеть, как проявляются их компетенции и сильные стороны.

Минусы
: подготовка логики и сценария игры требует серьезного вложения времени и сил.

Мессенджеры

Современное обучение уже сложно представить без мессенджеров. Это относительно новый формат, который уже пользуется популярностью среди сотрудников.
Плюсы
доступно, привычно и удобно для всех, у кого есть смартфон.
Минусы
сотрудники могут сами отключать уведомления. Как и в бизнес-симуляции, важно грамотно продумать всю архитектуру программы, выделить человека на это направление или использовать чат-бот.

Наставничество /менторинг /коучинг

Такие методы обучения персонала позволяют опытному сотруднику поделиться знаниями с новичком.

Плюсы: основное преимущество — ученик может развиваться прямо на рабочем месте. И адаптация проходит гораздо быстрее, так как наставник помогает закрепить знания и исправляет ошибки. За счет этого новичок чувствует себя намного увереннее.

Минусы: сам наставник тратит много своего времени на обучение, уделяя меньше внимания основным задачам.

Рабочие / проектные группы

Применяются в рабочих ситуациях, когда необходимо найти способы решения определенной ситуации. Максимальный состав рабочей группы — до 9 человек. Участниками могут быть как линейные специалисты, так и менеджеры высшего звена. Перед группой ставится задача и устанавливаются временные рамки для решения. Чем-то похоже на правила игры «Что, где, когда».

Плюсы: Такой формат развивает в сотрудниках самостоятельность и формирует навык принятия решения. Можно отметить также повышение мотивации за счет осознания степени своего влияния на ситуацию внутри организации.

Минусы: Есть риск, что проявившийся лидер группы будет «тянуть одеяло на себя», не давая возможности другим участникам принимать решения.
Учитывая ситуацию в мире, сейчас L&D подразделения делают упор на дистанционный формат, и эта тенденция набирает все большие обороты с каждым днем. При этом у каждого метода есть свои плюсы и минусы. Поэтому при выборе формата обучения, стоит учитывать модель «70/20/10», иначе пройденный материал так и останется просто материалом.
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми HR-экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Чек-лист: выбираем эффективные методы обучения персонала

  • Понять, какая задача перед вами стоит

  • Определить, кто целевая аудитория (новички, «старички»)
  • Выбрать программу
  • Выбрать методы
  • Выбрать тип обучения: синхронное, асинхронное или смешанное
  • Выбрать формат: онлайн или оффлайн
Для результативного обучения важен вклад самих сотрудников. Ключ к успеху — это их понимание: своей персональной траектории развития, инструментов, которые они могут использовать, зоны развития компетенций и сильных сторон.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Директор корпоративного университета»
Получите самые современные знания в области управления T&D-функцией и научитесь выстраивать эффективную стратегию обучения. Освойте новые диджитал-инструменты и компетенции и научитесь внедрять трендовые методики в свою работу. Познакомьтесь с лидерами корпоративного обучения, получите вдохновение и расширьте профессиональный кругозор с помощью интересных практик наших экспертов. Откройте для себя новый уровень мастерства для успешной работы в T&D.
Показать ещё...