МЕНЮ
Блог

Чем занимается менеджер по внутренним коммуникациям

В нынешних реалиях, когда конкуренция за таланты высока, а стоимость их привлечения только растет, классические HR-инструменты постепенно отмирают. Чтобы эффективно привлекать персонал, HR нужно управлять внутренними коммуникациями с учетом рыночных трендов, понимая колоссальный уровень конкуренции за внимание респондента.
Каналы внутренних коммуникаций, их стиль и популярность среди сотрудников — это прямое отражение корпоративной культуры и инструмент ее поддержания и развития.

Еще один важный аспект — это развитие и поддержка внутреннего HR-бренда, рассказ о событиях внутри компании, трансляция корпоративных ценностей. Сегодня мало опубликовать вакансию, — нужно быть уверенным, что кандидат получит полную информацию о компании и она повлияет на принятие им положительного решения. Что это за информация?

  • отзывы сотрудников,

  • отзывы других кандидатов,

  • соцсети работодателя,

  • статьи на официальном сайте,

  • публикации о команде и проектах в СМИ и отраслевых медиа и так далее.

Для качественного управления этими процессами в компаниях выделяют роль менеджера по корпоративной культуре и  внутренним коммуникациям.

Роль менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям

Сегодня роль менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям встречается в организациях довольно часто.

В крупных организациях это целые отделы из 3−5 человек. Они занимаются информационной и методологической поддержкой всех активностей HR-подразделения. Отделы по внутрикому появляются потому, что в больших корпорациях каналов очень много, зачастую есть свой персональный софт (корпоративная социальная сеть, например), запускается множество HR-инициатив. Иногда причина создания внутриком-отделов — фокус на серьезные трансформации в корпоративной и организационной культуре.

Обязанности менеджера по внутренним коммуникациям

Обязанности такого специалиста обширны, а если говорить о направлении деятельности, то тем выше потребность в нескольких специалистах с фокусом на ту или иную экспертизу:

  • Развитие и поддержание внешнего и внутреннего HR-бренда.

  • Разработка и валидация EVP («ценностного предложения работодателя»).

  • Развитие и поддержка каналов внутренних коммуникаций, формирование и реализация контент-плана;

  • Организация и сопровождение мероприятий для сотрудников, ориентированных на вовлечение, повышение лояльности, трансляцию ценностей и правил организации;

  • Информационная и методологическая (в части коммуникации) поддержка активностей HR подразделения.

Это далеко не полный список обязанностей, которые ложатся на плечи менеджера по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям. Как видите, здесь пересекается несколько уровней экспертизы: HR, PR, копирайтинг, организация мероприятий, управление изменениями. Одному человеку не под силу обеспечить 100% соответствие такому профилю. Поэтому в зависимости от ситуации в конкретной компании может быть перекос с точки зрения задач и фокуса, что также определяет требования к специалисту и его ключевой экспертизе.
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми HR-экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

Компетенции менеджера по внутренним коммуникациям

Учитывая круг задач, решаемых менеджером по корпоративной культуре и коммуникациям, такому специалисту важно иметь ряд практических навыков:
Hard Skills
Soft Skills
коммуникативные (устные, письменные)
мультизадачность
организаторские способности, event-менеджмент
умение работать с большим объемом информации
навыки планирования
лидерские качества
навыки презентации и убеждения
системность мышления
базовый уровень технической грамотности
HR-экспертиза
экспертиза в маркетинге
знания и опыт в области управления изменениями
Отдельно я бы выделил экспертизу в области Digital-HR. Мы, как провайдеры HR-tech решения, часто общаемся с менеджерами по внутренним коммуникациям. Наблюдаем, что чем выше уровень их общей технической грамотности и понимания технологий, тем амбициознее и круче кейсы нам удается реализовать.

Как стать менеджером по внутренним коммуникациям

Сегодня менеджер по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям — востребованная и перспективная позиция. Если у вас есть релевантный опыт и вы считаете, что соответствуете к требованиям описанным выше, путь на эту позицию для вас открыт.

На рынке уже сформировалось самостоятельное направление HR маркетинг, которое по сути отражает часть описанного функционала, за исключением фокуса на корпоративную культуру. Практически все продвинутые провайдеры HR-курсов предлагают программы обучения HR-маркетологов.

Если вы уже сделали первые шаги в этой профессии, будет полезно изучить кейсы реальных компаний. Здесь отлично подойдут книги: «Как работает Google», «Никаких правил: уникальная культура Netflix», «Доставляя счастье: от 0 до млрд», Huawei, Starbucks, Amazon, Nike и других.

Рекомендуемая литература:

  • Джон Коттер, Наш айсберг тает
  • Патрик Ленсиони, Сердце компании
  • Логан Д., Кинг Д.: Лидер и племя. Пять уровней корпоративной культуры
  • Нина Осовицкая, HR. Рекрутмент. Обучение. Маркетинг. Аналитика
  • Илья Батлер, HR-маркетинг. Как сделать вашу компанию мечтой всех кандидатов

В чем разница между employer brand manager и менеджером по внутрикому?

Зоны ответственности этих двух специалистов, круг задач и компетенции кажутся очень схожими. Мы спросили нашего автора и эксперта по корпоративной культуре Екатерину Новикову, в чем же принципиальная разница между двумя этими направлениями.
Член SHRM, практикующий HRD, пришедший в индустрию HR из маркетинга. Имеет успешный опыт построения функции Internal communications в Home Credit Bank Казахстан, а затем и C&B с нуля в другом крупнейшем банке.
Вопрос отличия двух мега популярных направлений в HR: employer brand management и internal communication management, сегодня очень актуален. Мы чаще встречаем названия позиций и вакансий менеджер/специалист по развитию бренда работодателя и менеджер по внутренним коммуникациям соответственно. В чем же отличия двух направлений?

Если кратко, то первые работают с потенциальными сотрудниками и внешними стейкхолдерами, а вторые сосредоточены на внутренней команде. Первые транслируют «как и почему хорошо работать у нас, выбирайте нашу компанию — вот наше EVP!», вторые — «теперь вы понимаете, что вы работаете в самом классном месте, вот наши ценности».

Идеально, если эти роли исполняют разные сотрудники. Сегодня очень востребованы менеджеры по развитию бренда работодателя, имеющие маркетинговое образование или опыт работы в сфере PR и маркетинга. Эта роль предполагает хорошее знание реакций внешней аудитории на способы и инструменты рекламного продукта (в нашем случае это EVP). Менеджер по развитию бренда работодателя должен уметь проанализировать текущую ситуацию:
  • кто работает в компании

  • через какие каналы приходят наиболее релевантные кандидаты

  • кого мы хотим привлечь с рынка

  • где «обитают» идеальные сотрудники для конкретно вашей компании

  • в каком стиле преподносить информацию о компании и т.д.

Для роли менеджера по внутренним коммуникациям я бы, скорее, предпочла сотрудника, имеющего высокий уровень эмпатии и большой опыт работы и роста внутри компании. В моей практике именно такие амбассадоры бренда внутри были самыми успешными кураторами. Отлично, если это сотрудник с идеальной грамотностью и высокой креативностью.
Ему нужно понимать, как транслировать что-то сотрудникам внутри компании, чтобы они хотели это прочитать, прийти на внутренний ивент, поучаствовать во внутреннем конкурсе и так далее. А главное, чтобы эта коммуникация повысила их уровень лояльности.
Если после краткого разбора этих ролей у вас всё еще нет четкого понимания, чем же они отличаются, представьте себе, что менеджер по работе с брендом работодателя — это промоутер, стоящий перед входом в магазин мороженого, и всеми силами приглашающий «клиентов» войти. А менеджер по внутренним коммуникациям — это вежливый, внимательный и душевный продавец, который точно знает о вашей любви к клубничному пломбиру :)

Если вам интересно развиваться в этом направлении, то рекомендую пройти специализированное обучение, комфортное по срокам. Это важно, так как только на первый взгляд во внутрикоме кажется все простым. На деле очень маленький процент компаний управляет потенциальными кандидатами, формирую мнение о себе, и параллельно с этим усиливает влияние внутри. Очень часто этому процессу отводится далеко не первое и даже не третье место в HR, а интерес к этому будет только расти.

Поэтому, если вы будете обладать знаниями, информацией о кейсах и умением использовать их, аргументируя свою позицию — ваша компания станет лидером на рынке за непродолжительный срок, а вы повысите свою востребованность, как специалиста.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...