Блог

Как прокачать резюме, если нет опыта (или его мало)

Основная задача резюме — показать качественно не только ваш опыт (навыки), но и знания, умения, потенциал, в какой-то мере личные качества. И мы как карьерные консультанты помогаем нашим клиентам в нестандартных ситуациях «пауз» в опыте или начале новой карьеры.
Директор департамента управления персоналом консалтинговой компании CordisON (chumakina@cordison.com).
Не самые простые для упаковки резюме — это когда:

  1. Нет опыта работы.

  2. Нет опыта работы в области, в которую хочется перейти.

  3. Был большой перерыв в работе (отпуск по уходу за ребенком, болел, отдыхал, просто неспешно искал работу и др.

Разберемся, что можно сделать.
Лайфхак #1.Что писать, когда нет опыта работы
Есть разные возможности получить первичный опыт (в резюме вносим именно как место работы), например:

  • Волонтерство

  • Стажировки

  • Помощь знакомым в их бизнесе

  • Создание собственного проекта

  • Исследование в рамках обучения (социологический опрос, разработка, кейсы на тему и др.)

Как вариант, найдите интересный для себя проект на специальных ресурсах или возможность участия в волонтерском проекте. На многих сайтах о работе есть возможность выбрать программы стажировки. Также есть программы стажировок у многих крупных компаний и мировых брендов.

Еще необычная, но рабочая идея — выбирайте вакансии на интересующую вас позицию, но с низким уровнем дохода. Как правило, это означает, что компании нужна помощь, но ограничено финансирование. Предлагайте неделю/две — на сколько можете предложить себя как помощника на время поиска. Делайте это бесплатно или за минимальную компенсацию из разряда «на проезд и еду».
Пример для резюме
Июль 2019 года — сентябрь 2019 года Консалтинговая компания CordisON www.cordison.com

  • Ассистент Директора департамента управления персоналом (практика)

  • Копирайтинг для социальных сетей (темы — трудовое право, кадровый учет)

*Даже если было всего две темы и три поста, вы не врете, хоть «надкусили».

Пишем все, что делали. Вплоть до складывания бумажек из правой кучки в левую, только цель — не забываем указывать и тогда сканирование резюме из старого архива превращается в «Оцифровка, систематизация базы резюме по блокам: девелопмент, страхование, медицина за 2009 — 2012 год; проверка наличия актуальных резюме ключевых кандидатов в базах данных; устранение дублирования данных».
Коснусь темы «создайте собственный проект». Если вы планируете развиваться в части SMM, копирайтинга, контента, маркетинге, рекламе и PR, всегда можно приобрести начальный опыт после обучения. Тут «сам всему научился» не подходит, ведь мир очень быстро развивается:

1. Создайте группу (интереснее) или страницу (тяжелее для неопытного) в двух сетях — VK и Facebook, они наиболее интересны и востребованы. Еще аккаунт в Instagram на интересную/близкую вам тему или в помощь знакомым.

Например, если вы много путешествовали по Азии или ваша родина там находится, берем тему «Азия для чайника» или «Лайфхаки социологии для современного малого предприятия» — если вы студент-социолог. Определите, в первую очередь, какого рода проекты в дальнейшем интересны в качестве работы — если универсальные, то делайте для широкой аудитории, если узкопрофессиональные — для узкой.

Лайфхак — тема вашего диплома, упрощенная и поданная для массовой аудитории — самая простая для реализации, ведь у вас много теста и материалов на эту тему.

2. Развивайте группу, используя весь инструментарий: статьи, продвижение, упоминание в других группах. Это нужно для того, чтобы можно было показать работодателю что вы умеете — от текстов до SMM.

3. Так как это учебный проект, то десятков тысяч подписчиков добиваться не обязательно. Но до 500 выглядит хорошо только для копирайтера — когда надо в основном тексты показать.

Дальше вносим этот проект в резюме. Если мест работы нет, как место работы, если есть — то в отдельный раздел в конце, в раздел «Обо мне» — если это резюме на в hh.ru
Пример для резюме
Январь 2019 года — сентябрь 2019 года.

Проектная занятость

  • Копирайтер (в зависимости от целей указываем ведущую роль. Например, администратор группы в социальных сетях)

  • Разработка идеи, концепции и создание группы <адрес группы>.

  • Контент-менеджмент, обеспечение группы качественным материалом для привлечения и удержания участников (подписчиков, если страница).

  • Копирайтинг и рерайтинг — написание текстов для постов и других объектов в группе.

  • Администрирование страницы и др.
Это релевантный пример вашей способности применять полученные знания. Он выглядит убедительно, если развитие такого проекта показывают цифры: количество подписчиков, авторских постов, разнообразие контента (публикации, опросы, видео), активность на странице — количество и скорость реакций.

Не забывайте, что в качестве проекта можно рассматривать помощь в семейном бизнесе и родственникам в их профессиональной деятельности. Например, моя юная племянница может похвастаться опытом помощи по созданию архива первичной документации — и как следствие, знанием состава первичной документации в бухгалтерском учете, опытом создания персонажей (креатив, эскиз, отрисовка) для рекламного продвижения в Instagram.
Лайфхак #2. Любой опыт — это опыт, не забывайте его указывать
Одна моя клиентка искала работу в туризме. И очень расстраивалась, что ее не берут на работу от слова «совсем». В 34 года ей не хотелось идти на позиции ассистент-менеджера или аналогичные. Посмотрев ее резюме — я бы тоже ее не взяла, но я знала ее историю и понимала, что она идеальный кандидат для многих компаний.

Итак, мечта: менеджер по туризму в туристическом агентстве.

Опыт по трудовой книжке отсутствует, опыт в туризме именно в таком формате отсутствует, но:

1. Имеются три сертификации по PADI — получила сертификацию как инструктор по дайвингу в общеизвестной мировой системе. В резюме указываем каждую ступень. Пишем названия курсов, какая на каждой сертификации квалификация. Она не внесла это в резюме, т.к. думала, что это никак не касается работы. Однако, это реальное знание продукта, который продают агентства: дайвинг-туры, знание, как продать то, что вас будут сопровождать инструкторы и мастера с сертификацией PADI и др. Это мы внесли в резюме.

2. В рамках сертификации была практика. Поэтому указываем ее как место работы, а в должности пишем, «инструктор по дайвингу», указываем страну, где девушка в течение четырех лет получала сертификации.

3. Опыт организации поездок семьи в составе 5 человек оформляем в разделе дополнительной информации:
Пример для резюме
Опыт самостоятельной организации групповых туров (группы до 5-ти человек):

— выбор и расчет маршрута;

— бронирование билетов с использованием онлайн-систем, общение с отелями через переписку на английском языке (этим показываем навык деловой переписки на иностранном), организация трансфера с учетом оптимальных условий в конкретной стране;

— аренда яхт в Италии;

— организация культурной программы: бронирование и покупка билетов в театры, музеи, аквапарки, на традиционные национальные развлекательные программы — от ужина до охоты с соколами;

— опыт организации туристических маршрутах в странах Европы (Испания, Италия, Франция, Финляндия, Греция, Кипр), Тайланде, Бали, Австралии, Турции, Египте и др.
4. Знание психологии на уровне магистра (высшее образование), включая изучение особенностей покупательского поведения (исследование в рамках курсовой работы).


5. Указываем пошире владение ПК — Word, Excel, PowerPoint, Outlook, система бронирования туров «Самотур». Лайфхак — клиентка не владела последней, но когда мы увидели, что в 80% интересующих ее вакансий данная программа указана как обязательная. Поэтому она изучила программу, пользуясь открытыми источниками, т.к. она очень простая. Этот пункт сразу сделал ее резюме сильнее для потенциального работодателя.
Лайфхак #3. Заполняем перерывы в работе
У вас есть опыт, но потребовался перерыв — например, вы ушли отпуск по уходу за ребенком или долго ищете работу.

Важно, все указанное ниже вовсе не обязательно делать «много». Достаточно точечно, но периодически, чтобы весь перерыв был заполнен поддерживающими опыт активностями:

  • Ищите — кого вы можете консультировать по тем вопросам, где вы эксперт или просто хорошо разбираетесь. Необязательно платно. Ваша задача — получить реальные кейсы, которые можно указать в резюме в графе «Проектная занятость „Консультант по..."»;

  • Зарегистрируйтесь на Profi.ru или аналогичном ресурсе и занимайтесь обучением в рамках вашей основной компетенции — например, если вы бухгалтер по расчету заработной платы, то обучайте этой теме, специалист по кадровому учету — обучайте кадровому делопроизводству;

  • Пишите статьи. Это хороший способ аккумулировать опыт и поддерживать упоминание себя на рынке через публикации в профессиональных интернет-изданиях, СМИ. Можно завести собственный блог;

  • Учитесь. Период «неработы» должен прерываться обучением, что позволит убедить работодателя в том, что ваши навыки не устарели;

  • Ваш перерыв связан с учёбой? Не забудьте указать все практики и курсовые как научные исследования. Например, ваш опыт проведения социологического исследования, включая фокус-группы, исследования поведения потребителей в социальных сетях в работе интернет-магазина.
Лайфхак #4. Проведите инвентаризацию вашей деятельности
Нет опыта в интересующей области и из всего перечисленного нет возможности ничего использовать? Тогда делаем инвентаризацию требований работодателей и вашего опыта.

Пример, вы — управляющий рестораном, а хотите стать рекрутером.

Проверяем, что за все время жизни ресторана вы делали по подбору? Вспоминайте конкретные процедуры, действия, должности, общее количество за период работы, упоминайте конкретные результаты.
Пример для резюме
  1. Самостоятельный (если не было HR) подбор персонала в рестораны эконом-сегмента (розница, сеть из 17 ресторанов, подбор в 3 ресторана в г. Москва), премиум-сегмента (ресторан «Название ресторана», средний чек ..., численность персонала ...), в том числе:

— шеф-повар (в том числе проведение собеседований с кандидатами из Италии)

— су-шеф

— администратор ресторана

— официант, бармен, хостес и др.

Можно даже управляющего персоналом написать, если собеседовали себе замену и знаете как.

  1. Проведение акций для привлечения кандидатов: вакансии на чеке, объявления на ресторанах, флаеры и др. Укажите, с чем знакомы, даже если ваша задача была просто «положить в счет, повесить, отправить официанта на нижнем этаже раздавать флаеры», но вы понимаете, какой был результат этих действий.

  2. Поиск кандидатов в социальных сетях и на сайтах о работе, если в задачу входил самостоятельный отбор ответов от кандидатов на описание вакансии.

  3. Проведение интервью.

  4. Проведение стажировок, аттестации новых работников.

  5. Адаптация персонала: вводный инструктаж, обучение, обеспечение униформой и др.

  6. И только одной строчкой в конце «организация работы ресторана».
Смысл в том, что вы не врете, а указываете ваши реальные задачи.

Если есть какая-то особенная программа в желаемой должности, то идем на ее сайт, читаем описание, просматриваем видео с промо и учебный курс, получаем демо-доступ, тренируемся и добавляем в резюме.

Проводим инвентаризацию простых функций — какие из них в вашем опыте показывают схожий тип задач. Как найдете, переносим в резюме на первые позиции.

Например, вы бухгалтер — переквалифицируетесь в маркетолога после обучения:

  1. Анализ ценообразования на производимые товары. Только вы анализировали затраты, а маркетолог сравнивал с конкурентами и необходимой долей рентабельности).

  2. Формирование отчетов по динамике продаж. Только у вас бюджет доходов и расходов, а у маркетолога — анализ результатов от конкретной рекламной кампании.

В указанном примере данные вы будете использовать схожие, но для разных целей.

Удачного поиска и до новых встреч!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Error get alias
Показать ещё...