Блог

Как автоматизировать подбор персонала с помощью HR-ботов

Член SHRM, практикующий HRD, пришедший в индустрию HR из маркетинга. Имеет успешный опыт построения функции Internal communications в Home Credit Bank Казахстан, а затем и C&B с нуля в другом крупнейшем банке
На старте моего пути в HR я часто слышала от своего руководителя фразу «лицо HR — это рекрутинг». И ведь правда: если не всё, то очень многое зависит от качества подбора персонала в компании, а его успех во многом зависит от степени автоматизации рекрутинга в компании.
Борьба за таланты на рынке труда — это уже не фантастика или далёкое будущее, это суровое сегодня. Подбор персонала становится болью HR, которая ощущается всё острее с каждым днем, а массовый подбор — это уже прямо скажем не боль, это диагноз хронического заболевания
Старые, традиционные методы подбора на типовые (массовые) позиции, может, и хороши до сих пор, но только если количество этих типовых позиций не исчисляются сотнями, как в банковском секторе или ритейле. Тут уже «аспиринчик» для лечения этой боли в виде ручного обзвона по базе кандидатов не поможет, нужны средства посерьезнее.

HR-боты — новый инструмент рекрутинга

С недавних пор важное и почетное место среди инструментов рекрутинга заняли HR-боты. Но их применяют, чаще всего, используя возможность первичного отбора. Самый востребованный алгоритм – когда бот отбирает на job-сайтах по определенному алгоритму кандидатов, высылает им сообщения с датой и временем собеседования. На этом всё. В лучшем случае, направляет повторно сообщение с приглашением, если кандидат не пришел в первый раз. Мы задались целью использовать этот инструмент чуть шире, хотя для многих компаний подходит и самый простой набор алгоритмов.
В процессе создания своего пула инструментов и источников поиска персонала нет плохих или неправильных рецептов. Главное — не стоять на одном месте, ожидая, что кандидат обязательно рано или поздно окажется в нужное время в нужном месте.
НЕ ОКАЖЕТСЯ.
Рекрутёр должен найти такое место и оказаться там сам.

Кейс автоматизации подбора персонала

А теперь кратко мой личный кейс автоматизации процесса подбора персонала. Дано: крупный Банк с развитой филиальной сетью и дополнительно размещением небольших торговых точек в сетях продаж крупнейших в стране представителей ритейла (от крупных магазинов бытовой техники до точек по продаже автомобильных шин в кредит). Ежегодно через отдел рекрутинга проходит не менее 600 типовых позиций и чуть менее 50 экспертных.
1
Во-первых, признались себе, что без автоматизации процесса рекрутинга нам не обойтись.
2
Во-вторых, детально, с точностью до «молекул» проанализировали весь процесс поиска и подбора персонала, вплоть до того момента, когда человек уже работает в компании и перестаёт задавать вопросы рекрутёру.
Как правило, многие упускают этот момент, считая, что можно передать нового сотрудника наставнику, коллеге по подразделению. Но в реальности, это не решает всех возникающих в первые дни трудоустройства вопросов и специалист, который занимался подбором конкретного сотрудника является для него единственным знакомым в этой компании человеком и что важно: тем, кому он доверяет. Это точка в процессе на стыке с наставничеством и путешествием сотрудника в адаптационный период.
3
В-третьих, поговорили с ИТ-специалистами внутри компании, параллельно, в этот же день провели несколько встреч с компаниями, которые специализируются на автоматизации и гибких системах для подбора персонала.
И сразу же приняли решение, получив все необходимые одобрения у руководства компании. Это, конечно, отдельный кейс «как пройти квест по получению одобрения у руководства за 4 часа».
Открытые уроки по HR-tech: узнайте, как геймифицировать процессы привлечения и оценки талантов, и для чего HR-специалистам развивать ИТ-компетенции

Что внедрили?

1
Внутренними ресурсами разработали лендинг, где содержались ответы на 99% всех возникающих на стадии трудоустройства вопросов: список необходимых документов, карты проезда к головному офису компании и филиалам во всех городах страны.
Мы сняли короткий ролик-навигацию внутри офиса, как если бы кандидат в реальном режиме зашел в помещение. Посмотрев ролик, он четко знал, что зайдя в здание, он первым делом проходит прямо по коридору, затем поворачивает направо и даже уже знает точно, как выглядит тот работник кадровой службы, который будет его оформлять!

Также мы предусмотрели раздел, где содержалась вся подробная информация о необходимых процедурах получениях всех доступов сотрудника (стандартный набор).

Также лендинг позволил нам еще только на стадии оформления кандидата рассказать ему о ценностях компании, устроить виртуальную экскурсию не только по офису, где будет сидеть он сам, но и по отделениям компании, а также просмотреть видео-обращение CEO-компании.

И всё это было реализовано, по сути, без доп.бюджета, только силами внутренних ИТ-специалистов.

Как только кандидату сообщалось о положительном решении о его трудоустройстве в нашу компанию, рекрутёр ему высылал ссылку на лендинг с поздравлениями и пожеланиями комфортной адаптации.
2
Усовершенствовали алгоритм работы c HR-ботом.
Мы продумали и, к счастью, смогли не только использовать этот инструмент в рамках первичного отбора подходящих кандидатов и приглашения их на собеседования, но и отправки им, при их готовности, ссылок на тестирование/онлайн кейс-интервью. Это дало нам возможность при личном общении уже иметь оценку на них и понимание, как наилучшим образом мы сможем использовать их сильные стороны.

Также мы продумали алгоритм отправки кандидатам имиджевого ролика о компании, где очень привлекательно и доступно была описана история компании и специфика работы на данной типовой (массовой) позиции. В ролике честно было описано и режим работы, и схема оплаты труда. Это дало нам рост процента доходимости кандидата на собеседования. Раньше, даже если кандидат через бот подтверждал своё присутствие, очень большая часть не доходила до самого собеседования.
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми HR-экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
3
Задействовали все возможные рекламные площади компании под нужды HR.
Размещать информацию об имеющихся вакансиях или контакты отдела подбора текстом было невозможно, и мы решили использовать генерацию QR-кодов. Оказалось очень дешево изготовить наклейки с QR (их мы размещали внутри торговых точек и отделений компании), а также разместить его на уже имеющемся в компании арсенале печатной продукции. Это дало нам поток не всегда качественных, но часто подходящих резюме от клиентов. Проверяя затем, для анализа эффективности инструмента, мы отмечали для себя, что часть поступающих к нам CV нет на работных сайтах и в нашей базе кандидатов.
Параллельно с описанными выше шагами, мы внедрили систему e-staff, которая позволила построить качественную отчетность для заказчиков и руководства компании. Структурировав процесс подбора персонала, выстроив аналитику, мы смогли уделить внимание оценке кандидатов на входе, что улучшило качество отбираемого персонала, и как следствие повлияло на увеличение продолжительности жизни сотрудника в компании, а это уже повлияло и на сокращение такого большого количества массовых позиций.

Пробуйте, экспериментируйте, улучшайте — только так вы придете к цели!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «HR-tech — все о цифровых технологиях в HR»
Вы научитесь разбираться в автоматизации HR-процессов, освоите digital-инструменты, узнаете, как применить HR-tech решения для повышения эффективности и прозрачности процессов, и сможете делать выводы, основанные на реальных цифрах. Преподаватели курса — эксперты-практики из ведущих компаний: Озон, Х5 Retail, Сбер, МТС, Гедеон-Рихтер Фарма. Они сами прошли все этапы диджитализации HR-процессов и смогут научить вас и поделиться своим опытом (и даже ошибками).
Error get alias
Показать ещё...