Блог

10 ошибок в организации онлайн-обучения

Руководитель отдела обучения и развития персонала, «ГЕДЕОН РИХТЕР ФАРМА». Преподаватель курса «Директор корпоративного университета».
Прошедший год внес много нового в нашу жизнь. Изменения затронули почти все направления и отрасли, и сфера образования — не исключение.
Обучение перешло в онлайн, и мы все оказались за цифровым окном — и преподаватели, и участники обучения. Переход в онлайн был стремительным, поспешным, и, конечно, ошибок не удалось избежать никому. В статье я собрала 10 самых распространенных ошибок при переходе на онлайн-обучение.

1. Копирование методологии очного обучения в цифровое

В онлайн-обучении многие правила и подходы перестали работать. Это касается, прежде всего, структуры обучающей активности. Если мы с вами вспомним начало классического очного тренинга, на которое любой тьютор всегда закладывал немало времени, то это сбор ожиданий и знакомство. В цифровой обучающей среде эти этапы отсутствуют или минимальны, так как продолжительность обучающего процесса совсем другая. И мы плавно с вами переходим к следующей ошибке при организации онлайн-обучения.

2. Многочасовое цифровое обучение

Наш мозг так устроен, что во время обучения внимание начинает быстро рассеиваться. Офлайн это происходит после 15 минуты, а в онлайне человек начинает непроизвольно отвлекаться уже на 6 минуте. Если преподаватель не может удержать внимание обучающегося, то после 9 минуты вернуть интерес к обучению уже крайне сложно. Именно с этим связаны рекомендации по сокращению продолжительности обучения. Для синхронного советуют придерживаться часовых блоков с перерывами, для асинхронного — 6−9 минутных обучающих видео-подкастов.
Открытый урок по построению корпоративного обучения: узнайте пять принципов образования будущего, которые важно учитывать в работе

3. Монохромность цифрового контента

Организация онлайн-обучения часто сопровождается только каким-то одним видом контента: картинка, звук, текст или видео. Цифровое обучение должно быть полимодальным, и для удержания внимания важно задействовать все каналы восприятия, умело сочетая картинку, звук, текстовые вставки и динамические приемы.

4. Низкая цифровая грамотность

Низкая цифровая грамотность — одна из ошибок в организации онлайн обучения, как самого преподавателя, так и участников. Чтобы проводить обучение онлайн и оказывать посттренинговую поддержку студентов, необходимо не только уметь работать на различных цифровых платформах для организации онлайн обучения, но и создавать и упаковывать обучающий контент.

Цифровая грамотность студентов включает:

  • умение использовать обучающие платформы;

  • участие в групповой работе, различных интерактивных упражнениях с помощью онлайн инструментах;

  • умение выполнять цифровые домашние задания;

  • выкладывать их для проверки преподавателю или коллегам в режиме взаимного оценивания.

5. «Калейдоскоп цифровых платформ»

С ростом различных онлайн-сервисов, приложений и платформ не все смогли сразу определиться с выбором одной. И это рождает еще одну ошибку — «калейдоскоп цифровых платформ». Это происходит, когда в одной организации используется несколько похожих и часто дублирующих друг друга обучающих онлайн-сервисов. Это может приводить к сложностям у студентов, и как следствие, к снижению лояльности к цифровому обучению.

6. Низкий уровень цифрового этикета

Все привыкли, что во время очного обучения с преподавателем нужно поздороваться, когда он входит, а при желании ответить на вопрос нужно поднять руку. С переходом в онлайн об этикете все внезапно забыли.

Цифровой этикет связан не только с правилами хорошего тона и возможностью задавать вопросы, но и с тем, как выглядит преподаватель и участник обучения на экране, как хорошо его слышно, нет ли посторонних звуков, которые мешают процессу обучения и другими моментами.

7. Неэффективная работа с аудиторией

Продолжая тему взаимодействия преподавателя и студентов, хочется сделать акцент еще на одной ошибке — неэффективная работа с аудиторией. В онлайн-обучении зачастую аудитория не видна, и у многих преподавателей возникает соблазн прочитать лекцию, дав возможность студентам задать вопрос в конце. Такой формат имеет в ряде редких случаев право на существование, но внимание студентов преподаватель потеряет.

Обучая в онлайне, важно создавать «чувство локтя» со своей аудиторией, и постоянно мониторить уровень вовлеченности, интереса или, возможно, отвечать на вопросы и возражения студентов. Самый простой способ общения с виртуальной аудиторией — это чат, а также различные цифровые онлайн-доски и приложения.

8. Водянистый контент

Я уже упоминала выше о том, что продолжительность онлайн-обучения отличается от очного. Драгоценного времени для передачи знаний и навыков становится все меньше, и тем важнее, чтобы участники обучения получили от преподавателя максимально конкретную и практически применимую информацию.

Поэтому остановлюсь на еще одной частой ошибке — водянистый (или «водный») контент. Это большое количество общей, неструктурированной, уже известной и не применимой на практике информации. Люди сегодня стали очень требовательны и прагматичны по отношению к контенту. Они приходят только за фактами, практическими кейсами и полезными инструкциями. Варианта только два: «узнай и примени» или «не трать время и забудь».
Подпишитесь на рассылку: 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми HR-экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓

9. Неготовность к форс-мажору

Еще одна ошибка, с которой может столкнуться любой преподаватель и участник онлайн-обучения — это неготовность к форс-мажору. Во время цифрового обучения может произойти многое, начиная от выхода из строя оборудования, отключения электроэнергии, проблем с видео или презентацией, и заканчивая обрывом интернета. При организации онлайн-обучения у преподавателя должен быть на каждый случай несколько запасных вариантов, один из которых обязательно пригодится.

10. Некорректное оценивание

Последняя ошибка, на которой я остановлюсь, — это некорректное оценивание. Это формат заданий, их объем и частота. Все большую популярность при онлайн-обучении в синхронном и асинхронном форматах приобретает скользящая оценка. Это подход, когда вопросы и задания предлагаются студенту на протяжении всего обучения, а не только в конце курса. Такой подход позволяет участникам обучения лучше запоминать информацию, возвращаясь к более сложным информационным блокам несколько раз.

Заключение

Это были самые часто встречающиеся ошибки при переходе на онлайн-обучение, через которые прошла и я вместе с моей командой. Уверена, что параллельно с продолжающимся бурным развитием онлайн-обучения будут появляться новые ошибки и рекомендации как их избежать. Но самое главное — никогда не терять цель обучения, увлекаясь новыми инструментами и сражаясь с ошибками.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Директор корпоративного университета»
Вы научитесь выстраивать эффективную стратегию обучения, исходя из потребностей бизнеса. Узнаете о трендах, сможете правлять бюджетом на обучение и процессами автоматизации функций, качественно работать с провайдерами. Освоите онлайн-инструменты для обучения и сможете организовать его так, чтобы сделать максимально вовлекающим, интересным и полезным для персонала. Станьте директором корпоративного университета, который построите своими руками!
Показать ещё...