Блог

Вечно заняты: как HR работать с загруженными отделами

Работаю в компании Ростелеком, управляю тремя федеральными услугами — сервис менеджер.
Последние 6 лет я работал с высоконагруженными подразделениями. Хочу передать личный опыт выхода из сложной ситуации с текучкой кадров и уберечь от ошибок, войны с менеджментом, конфликтов и стресса. Эта история началась с катастрофы, но закончилась хеппи-эндом.

HR-инструменты не универсальны

На прошлом месте работы в моем подразделении сложилась непростая ситуация с персоналом: началась текучка, вакансии закрывались медленно.

Я спешно открывал новые вакансии, и наш отдел негативно влиял на статистику компании по показателям текучести и успешного прохождения испытательного срока.

Коллеги из HR-отдела попробовали стабилизировать ситуацию следующими методами:
1
Анонимные опросы для оценки здоровья коллектива.
2
Двухэтапное собеседование, внедрение модели STAR и ужесточение отбора кандидатов, для сокращения текучки.
3
Корпоративные тренинги и мероприятия для поддержания морального духа коллектива.
4
Обратная связь от сотрудников с видением проблем и методов решений.
Эти методы имеют доказанную эффективность, но нюанс заключался в том, что мое подразделение работало на 99% загрузки. Проблема оказалась в новых клиентах, которые заключили контракт на сервис с нашей компанией. Запас прочности персонала закончился, выросла нагрузка на специалистов и многие не выдерживали.

Предпринятые со стороны HR-отдела меры усугубили ситуацию:
1
Опросы и тренинги: мероприятия отнимали время подразделения и меня, как руководителя. Снижалась гибкость менеджмента, что приводило к дополнительным потерям. Я не успевал вовремя закрывать критические ситуации и мы получали штрафы.
2
Метод STAR: скорость закрытия вакансий снизилась и план выхода из кризисной ситуации поплыл. Мы неделями собеседовали кандидатов, сильно ограничивая себя в широте поиска.
3
Страдала финансовая мотивация моего подразделения, и на этой почве не прекращался конфликт с коллегами из HR-отдела.
4
Предложения HR по опросам были правильные, но не своевременные. Нет смысла думать о том, куда полетите в отпуск на следующий год, если в вашем доме бушует пожар.

Почему же инструменты не сработали?

В начале разберемся, что такое высоконагруженные подразделения.

Если вы спросите у коллег «Как у вас с нагрузкой?», они ответят: «Мы очень заняты». Никто не признается, что у них есть свободный ресурс. Работа отнимает все выделенное на нее время. Если задач мало, то не важные задачи становятся ключевыми, а отдел сам выдумает себе проблемы и будет бороться с ними, сжигая время компании.

Настоящие высоконагруженные подразделения работают на пике возможной производительности с текущим уровнем автоматизации труда, у них учтена каждая минута.

Для таких отделов справедливо следующее:
1
Просчитаны и зафиксированы SLA и OLA, есть статистика за период до одного дня. Метрики могут разниться, но они всегда есть.
2
В момент нахлеста больничных, отпусков, увольнений показатели отдела просаживаются вниз.
3
В KPI подразделения мало задач на развитие, часто это задачи поддержки процессов.
4
Руководитель переживает за срок закрытия вакансий.
5
Если у команды есть бэклог, то долг по нему постоянно растет.
6
Команда работает на пике производительности задач в день или другой отрезок времени.
Пример:
Вася в день делает 10 задач, так как больше не поступает. В один из дней пришло сразу 30 и он с ними справился. В подразделениях, работающих на пределе, такого не может быть: Вася сделает максимум 12, а не 30.

Я перечислил паттерны подразделений, которые загружены важными для бизнеса задачами почти на 100%. Основная проблема работы с такими коллегами — любое вмешательство ведет к отъему времени отдела и неизбежному снижению показателей.

Внести изменения можно, только остановив эту бесконечную гонку одним из двух способов:

  • Увеличить фонд рабочего времени отдела.

  • Снизить показатели KPI.
Мы выбрали оба варианта.
Будьте в центре HR-трендов! Чтобы не пропустить открытые уроки с топовыми
HR-экспертами, подпишитесь на наш календарь ↓

Как решали проблему

Переосмыслив ситуацию вместе с HR-отделом, мы пришли к разумному выводу: отнимать времени у подразделения на активности нельзя, нужно добавить ресурса, чтобы вывести сотрудников из цейтнота.

Параллельно удалось донести позицию до генерального директора и не учитывать KPI HR для подразделения.

Аргументация была такой: мы не можем пересмотреть KPI сервисного подразделения, так как связаны договором на оказание сервисных услуг. KPI HR же — это внутренний показатель в компании, который мы временно можем приостановить до выхода из кризиса.

Поставили цель: вывести подразделение из кризисной ситуации в течении полугода, оставаясь в штатной численности и с учетом новых клиентов.

Задачи:

  • Направить наши силы на быстрое закрытие вакансий, игнорируя показатель текучести в указанный период.

  • Пересмотреть вопрос адаптации сотрудников с учетом лучших практик.

  • Упростить систему оценки на ближайшие полгода, с целью поощрения ведущих специалистов.

  • Сократить объем опросов и обратной связи, но частично реализовывать главные требования сотрудников.

  • Поддерживать боевой дух коллектива без отрыва от работы: свежие фрукты, орехи, пицца. Один раз даже позвали бармена, это было круто!
Цели сошлись, и мы с коллегами из HR-отдела объединили усилия в реализации плана.

Удалось за полтора месяца закрыть 4 сложных вакансии, потому что исключили процесс долгого согласования в почте. Мы ежедневно встречались и поддерживали коммуникацию в чате, это была командная работа. Также провели реорганизацию процесса адаптации.

Результат: чтобы закрыть 4 вакансии, мы наняли 9 человек, 5 из которых ушли. И это за 1,5 месяца!

Такого результата удалось достичь за счет двух аспектов:

  • наши действия решали настоящую проблему, а не выдуманную.

  • цели отдела персонала и подразделения совпали и вписывались в стратегию компании.

Заключение

Сложную ситуацию лучше выстраивать в формате Win-Win, оказать помощь и внедрить нужные процессы. Перед тем, как прийти к руководителю с внедрением новых процессов, рекомендую изучить структуру работы подразделения, выслушать проблемы менеджера. Как он видит ситуацию? Может, предложение можно изменить, и его примут без сопротивления?

Когда коллега отвечает, что у его отдела нет времени и они очень заняты — доверяйте. Доверяйте и проверяйте. Если беглый анализ покажет явные признаки перегруженного подразделения, то менеджмент будет рад помощи.

Внедряйте инструменты настолько осторожно, насколько можете. В конце концов, эти люди зарабатывают компании деньги, и проблемы подобного подразделения отразятся на общем благополучии компании и коллектива.

И в заключение — небольшой чек-лист, как поступать, если вы столкнулись с высоконагруженным подразделением.

Что нужно делать:

  • Определить, является ли оно нагруженным? Изучить статистику и применить к ней паттерны из статьи.

  • Пообщаться с руководителем и понять его видение проблемы. Какими инструментами ее лучше всего решить?

  • Оценить уровень угрозы. Не стоит менять подход, если открыта только одна вакансия, но если их много и они не закрываются — меняйте.

  • Раздвигайте рамки, если того требует ситуация. Предлагайте новые методы, ставьте под сомнения цели подразделений в рамках антикризисного управления на определенный срок.

С осторожностью:

  • Проводите опросы коллег, но всегда держите в голове, что линейный сотрудник может не знать всей картины в целом или важных фактов о делах внутри компании.

  • Работать над развитием персонала — ваше право, используйте его, чтобы понять проблемы ведущих специалистов, однако не реализуйте его назло или вопреки.

Не нужно:

  • Грубо вмешиваться в работу подразделения и ставить под сомнения методы выполнения задач. «Можно делать быстрее» — плохой аргумент без доказательной базы. Скорее всего, вы не эксперт в этой области.

  • Без разведки назначать руководителю или отделу тренинги, они могут не решать настоящую проблему.

  • Внедрять любые активности без поддержки руководителя, которые отнимут время отдела. Может быть, у коллег горит план?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.