Блог

Какие компетенции нужны в 2025, чтобы быть эффективным руководителем, где их брать и как развивать

Василий Рыбаков
Филиппов Кирилл
Директор по персоналу
Какие компетенции руководителей актуальны в 2025 году. Для HRD обучение и развитие руководителей одна из приоритетнейших задач. Сегодня я поделюсь с вами теми компетенциями, на развитии которых мы будем концентрироваться с командой руководителей в 2025 году. Какие компетенции нужны, чтобы быть эффективным руководителем, где их брать и как развивать, узнайте на курсе HR-директор 4.0.

Сразу отмечу, что в данной статье не будем говорить о классическом управленческом цикле, который подразумевается, как критический фактор в перечне компетенций руководителя, а речь пойдет в основном о мета-компетенциях.
Содержание:

Контекст и основные вызовы для руководителей в 2025 году

Особенностью текущего года становится усиление непредсказуемости и неизвестности. В отсутствие стабильности все меньше времени, денег остается на тестирование гипотез и разработку.  Цена ошибки возрастает, а актуальность принятого решения теряется. С другой стороны, на бизнес давит дефицит кадров с требуемой квалификацией и их высокие ожидания от работодателя.

Давайте рассмотрим, на какие компетенции стоит обратить внимание каждому руководителю с учетом данного контекста.

ТОП-5 компетенций, на которых стоит сфокусироваться

Стратегическое мышление и насмотренность

Руководители должны уметь видеть общую картину и разрабатывать долгосрочные гибкие стратегии, учитывая изменения на рынке и в бизнесе. Это включает способность предвидеть тенденции и адаптировать бизнес-модели к новым условиям.

Также важно принимать эффективные модели поведения у «партнеров по цеху», наблюдать за их опытом, успехами и ошибками. Брать наиболее эффективную практику, адаптировать и улучшать.

Для развития стратегического мышления мы постоянно держим «рука на пульсе» происходящих событий, отслеживаем как региональные изменения, так и геополитический контекст, а также не упускаем из виду конкурентов.

Гибкость, адаптивность и скорость в принятии решений

В условиях постоянных изменений требуется менять и адаптировать подходы. Важно это делать быстро, оценивая при это все возможные риски. Также необходимо постоянно «держать руку на пульсе» и контролировать эффективность выбранных действий. Скорость выходит на первый план. Решение принятое несвоевременно не будет иметь эффекта, в лучшем случае. В худшем — результат будет отрицательным.

В этом году мы в команде ТОП-менеджеров ввели практику сценарного планирования, это позволяет оперативно пересматривать планы в достижении поставленных целей.

Получите рекомендации от ТОПов рынка на наших открытых уроках. Регистрируйтесь бесплатно →

лампочка

Управление и сопровождение изменений

Изменения — это всегда больно. Мы все привыкаем к определенным процессам и перестраивать их сложно. Понять, что нужны перемены — это 50% успеха. Важно сопровождать процесс принятых изменений. И на первый план выходит — управление.

Нужно четко понимать, каких результатов (конечных и промежуточных) мы ожидаем от внедренных изменений, кто будет являться их драйвером, контролировать ход и корректировать изначальный план в случае недостижения ожидаемых результатов. И конечно, нужно работать с отношением людей к переменам.

Для HRBP и HRD в компаниях — инициировать изменения, вовлекать и поддерживать ТОП-менеджеров на пути к достижению целей.
Одним из важных изменений в моей практике в 2024 и 2025 году стало внедрение регулярной оценки эффективности линейных специалистов и введние в функционал руководителей задачи по наставничеству и менторству, о чем речь пойдет ниже.

Навыки коучинга и менторства

Работа над эффективностью сотрудников в текущем году для нас является основным вызовом. Выходить на новые уровни проектов, бесконечно расширяя штат, не представляется возможным, особенно когда на рынке дефицит кадров.
Опытным путем мы пришли к тому, что работа над эффективностью — это не только контроль процессов и требования выполнения показателей, но развитие через наставничество и коучинг.

Именно поэтому сейчас команда наших ТОП-менеджеров помогает менеджерам проектов и руководителям выходить на новый уровень через коучинговый подход. Совместно разбираются ограничения в работе с заказчиками, прорабатываются изменения подходов в работе с клиентами.

Эмоциональный интеллект (EQ)

Последней в списке, но не последней по значению для современного руководителя — умение управлять и понимать свои эмоции, а также распознавать и влиять на эмоции других. Без развитого EQ у руководителя сложно представить эффективное управление командой, высокие результаты в работе с крупными заказчиками.

Наличие EQ у руководителя поддерживает высокий уровень вовлеченности в работе сотрудников, предотвращает  выгорание и создает действительно устойчивые команды.

В нашей компании мы проводим не только регулярные опросы вовлеченности, где замеряем баланс личного и профессионального уровеня счастья и well-being, но и проводим регулярные one-to-one встречи с сотрудниками на всех уровнях. В рамках встречи руководитель обязательно фиксирует комментарии об эмоциональном состоянии сотрудника, выясняет причины негативных эмоций и обсуждает, как и чем может быть полезен.

Хотите усилить свою экспертизу? Регистрируйтесь на наши бесплатные открытые уроки →

мозг

Эффективные способы развития компетенций

Если у вас есть желание развить любую из перечисленных компетенций — необходимо соблюдать «золотое правило»  — 10/20/70.
Для развития любой компетенции нужен теоретический базис. Это может быть литература, статьи и обучающие видео. Из них вы получите 10% для формирования компетенции и разберетесь с матчастью.

Не стоит забывать про тренинги и работу с наставником. Они позволяют в безопасной форме получить необходимый начальный уровень навыков, а также насмотренность через общение с более опытными коллегами. Это 20% успеха.

И львиную долю составляет практика. Получив основы в виде теории, потренировавшись с наставником — применяйте полученные знания и опыт на практике, рефлексируйте и с каждым новым опытом уровень выбранной компетенции будет становиться выше. Так вы получите прирост в 70% к нужной компетенции.

Выводы

Чтобы быть эффективным руководителем в 2025 году нужно:
  • в условиях постоянных изменений регулярно отслеживать текущее состояние и видеть различные варианты развития событий;
  • пересматривать привычные подходы и адаптировать их под текущие изменения;
  • участвовать в развитие своих сотрудников и инвестировать в нематериальные активы не только деньги, но и свою энергию;
  • если вы руководить в HR — быть амбассадором изменений и не бояться этой роли.

Желаю всем успехов, а также интересных и амбициозных проектов в этом году!

Научим управлять корпоративным обучением, выстраивать долгосрочную стратегию, которая будет способствовать росту бизнеса.

Руководитель корпоративного обучения

Ключ к созданию эффективной системы обучения и развития в вашей компании.

сердце
Дочитали статью до конца?
Оцените полезность рекомендаций
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Читайте также
Показать ещё...