Курсы для HR, специалистов, руководителей и компаний
Личный кабинет
Курсы для HR, специалистов, руководителей и компаний
Личный кабинет
Блог
Принципы организационного дизайна
Василий Рыбаков
К.т.н., консультант по управлению, в недавнем прошлом топ-менеджер и преподаватель кафедры технической кибернетики. Автор канала: Лаборатория управления
Почти каждое направление деятельности человека эволюционно проходит путь созревания от магии до технологии.
Чтобы управление изменениями в организации и, особенно, вопросы развития организационной структуры, структуры управления организацией, задачи улучшения организационной культуры, повышения организационной эффективности и новые тренды оргдизайна не казались магией, помогают знание и использование принципов организационного дизайна.
Организационный дизайн (ОД) структурно можно представить комплексной моделью организации, включающей взаимосвязанные элементы или подсистемы (стратегию, культуру, оргструктуру, бизнес-процессы, человеческие ресурсы и т. д.). ОД как деятельность направлен на реализацию оптимального соответствия характеристик и возможностей организации ее стратегии и условиям функционирования.
Любая целенаправленная деятельность обычно опирается на несколько простых правил, соблюдение которых значительно повышает шансы добиться нужного результата.
Принципы могут отражать десятки закономерностей и сотни нюансов деятельности. Например, всем известны принцип продаж «Клиент всегда прав» или принцип строительства «Безопасность важнее скорости работ». Изобретение таких принципов, зачастую, основано на эмпирическом знании и является творческим процессом. Иногда удается выявить и сформулировать такие принципы, которые дают скачкообразный рост желаемого эффекта.
В разных источниках приводятся разный состав и отличающиеся формулировки принципов ОД, например:
Соответствие стратегии
Гибкость и адаптивность
Ясность и прозрачность
Баланс централизации и децентрализации
Масштабируемость
Соблюдение данных принципов, безусловно, полезно! Однако также достаточно актуальна потребность в более детальном и обоснованном перечне принципов ОД.
Получите рекомендации от ТОПов рынка на наших открытых уроках. Регистрируйтесь бесплатно →
Оргдизайн как «живой» инструмент
В качестве базиса альтернативного подхода к выявлению принципов ОД, можно рассмотреть утверждение:
ОД является инструментом управления развитием организации, назначение которого — обеспечить наиболее благоприятные условия для улучшения показателей результативности и эффективности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
Преимущество такого подхода — бóльшая ясность основания и причинно-следственных отношений при формулировке принципов.
В качестве важных особенностей ОД, как инструмента, отличающего его от других привычных инструментов или продуктов, можно отметить:
динамичность (ОД структурно не статичен)
человекоцентризм (люди — важные активные субъекты системы)
контекстную зависимость («качество» ОД оценивается по конкретным результатам организации в конкретных условиях, а не по абстрактным стандартам и методикам).
К организационному дизайну, как продукту (или инструменту управления развитием организации), предъявляется базовое требование (аналогичное возврату инвестиций, ROI): простыми словами, ОД должен приносить максимум пользы при минимуме затрат на заданном интервале времени.
Исходя из этого базового требования и из аналогии ОД с инструментом можно определить 2 вида принципов ОД:
принципы, реализуемые в ОД;
принципы процесса разработки ОД. Примечание: в текущей статье принципы данного вида не рассматриваются.
Хотите усилить свою экспертизу? Регистрируйтесь на наши бесплатные открытые уроки →
21 принцип, реализуемый в оргдизайне
Рассмотрение ОД как инструмента управления развитием организации позволяет сформулировать 5 групп принципов, которые достаточно логично вытекают из сути понятия «инструмент» (или «продукт»).
Принципы в группах, в свою очередь, дают более конкретное понимание правил работы с ОД, а также учитывают особенности ОД (динамичность, человекоцентризм и контекстную зависимость).
Группы принципов
ОД должен выполнять целевое предназначение — решать задачи, ради которых он проектируется и развивается.
Принцип; Формулировка принципа
1.1. Принцип функциональной полноты и достаточности; Состав и структура организационных функций должны обеспечивать получение целевого результата организации. Каждая организационная функция прямо или косвенно должна обеспечивать вклад в получение целевого результата.
1.2. Принцип функциональной адекватности (точности); Каждая организационная функция должна обеспечивать получение частного результата, формирующего целевой результат, с необходимыми результативностью и эффективностью.
1.3. Принцип функциональной совместимости; Взаимодействующие (в т.ч., в рамках бизнес-процессов) организационные функции должны быть совместимы по заданным параметрам.
1.4. Принцип системной совместимости; Структурные элементы ОД (стратегия, оргкультура, оргструктура, процессы, персонал, методология деятельности, инструменты, технологии, ключевые показатели деятельности, система вознаграждения) должны быть совместимы друг с другом по заданным параметрам.
1.5. Принцип экосистемной совместимости; Структурные элементы ОД должны быть совместимы с элементами внешней среды по заданным параметрам.
ОД должен обладать достаточной управляемой изменяемостью по заданным параметрам.
Принцип; Формулировка принципа
2.1. Принцип анализируемости; ОД должен включать элементы (решения), обеспечивающие возможность сбора жизненно важных для функционирования организации данных и их анализа.
2.2. Принцип контролируемости; ОД должен включать элементы (решения), позволяющие осуществлять мониторинг соответствия фактических значений параметров организации целевым, аудит причин возможных отклонений и реализацию корректирующих воздействий для устранения отклонений.
2.3. Принцип изменяемости (модифицируемости); ОД должен включать элементы (решения), позволяющие осуществлять целенаправленные качественные (структурные, процессные) изменения ОД.
2.4. Принцип масштабируемости; ОД должен включать элементы (решения), позволяющие осуществлять целенаправленные количественные изменения ОД.
2.5. Принцип заменяемости элементов; ОД должен включать элементы (решения), реализующие интерфейсы взаимодействия между организационными функциями и элементами ОД, позволяющие взаимодействующим элементам рассматривать друг друга как “черные ящики” и, при необходимости, осуществлять замену реализации элементов.
ОД должен обеспечивать сохранение работоспособности организации в меняющихся условиях.
Принцип; Формулировка принципа
3.1. Принцип адаптивности; ОД должен обеспечивать адаптацию подсистем и элементов организации к внутренним и внешним изменениям с переходом в устойчивое состояние в режиме самоуправления (или на основании управляющих воздействий иерархически высших элементов) по заданному набору характеристик и в заданных пределах.
3.2. Принцип восстанавливаемости; ОД должен обеспечивать восстановление штатного устойчивого функционирования подсистем и элементов организации в режиме самоуправления (или на основании управляющих воздействий иерархически высших элементов) после перехода в аварийные режимы работы.
3.3. Принцип резервируемости; ОД должен предполагать резервирование элементов (ресурсов, информационных и управляющих структур и каналов), определяющих способность организации сохранять жизнеспособность и выполнять предназначение.
3.4. Принцип соответствия нормам; ОД должен соответствовать всем обязательным нормам, присущим внешней среде, в которой функционирует организация, а также внутренним нормам, отражающим жизненно важные, неизменные ценности организации.
ОД должен обеспечивать достаточный уровень «удобства» взаимодействия сотрудников (руководителей и специалистов) с организационной системой.
Принцип; Формулировка принципа
4.1. Принцип интуитивности; ОД должен обладать локальной простотой и ясностью, чтобы каждый субъект в организации мог уверенно ориентироваться в своем рабочем контексте.
4.2. Принцип коммуникационной ясности; ОД должен обеспечивать надежную видимость, доступность и работоспособность структуры коммуникаций для всех субъектов организации при решении ими своих задач.
4.3. Принцип предсказуемой реакции; ОД должен включать элементы (решения), обеспечивающие адекватную и полезную для организации реакцию элементов и подсистем на штатные и нештатные внутренние и внешние воздействия.
4.4. Принцип изучаемости; ОД должен включать элементы (решения), позволяющие субъектам организации получать всю необходимую информацию о свойствах организации в пределах необходимого им контекста.
ОД должен позволять оптимально использовать ресурсы организации для достижения целей.
Принцип; Формулировка принципа
5.1. Принцип бережливости; ОД должен включать элементы (решения), реализующие процесс постоянного выявления, анализа и устранения организационных потерь.
5.2. Принцип технологичности; ОД должен находить и использовать возможности апробированных и эффективных подходов и решений, увеличивающих пользу ОД и снижающих стоимость жизненного цикла ОД.
5.3. Принцип целесообразности; Все решения в рамках ОД должны однозначно трассироваться на базовое требование к ОД и целевой результат организации.
Вывод
Организационный дизайн — это процесс создания и улучшения структуры, ролей, процессов и коммуникаций внутри компании. Он включает в себя настройку подразделений, распределение ответственности, определение взаимодействия между сотрудниками и внедрение эффективных правил работы. Всё это делается по понятным принципам, чтобы организация могла стабильно расти, достигать стратегических целей и раскрывать свой потенциал.
Хотите посмотреть, как устроен курс? Откроем доступ к платформе topcareer, одному из уроков курса, познакомим с образовательным процессом ↓
Создайте свою оргстурктуру, защитите перед владельцами бизнеса, внедрите изменения и получите заслуженную премию или повышение
Онлайн-курс Директор по организационному развитию
Дочитали статью до конца? Оцените полезность рекомендаций ↓↓↓
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник. Просим уважительно относится к труду наших авторов.