Блог

Директор по счастью — кто он и какую роль играет в компании

Опубликовано 23.11.2021
Ольга Касьян
Эксперт по ресурсному состоянию и витальности (VQ), директор по счастью, коммуникационная группа Smart Motion
Для кого-то должность «директор по счастью» вызывает только улыбку на лице, а на Западе такая профессия существует около 50-ти лет. Не так давно она пришла в Россию и сегодня большинство компаний имеют таких сотрудников в штате. Сегодня мы поговорим о роли, которую играет в компании директор по счастью.
Еще в 2014 году моя должность вызывала у всех изумление и немой вопрос. Я смущённо улыбалась и отвечала, что, мол, так и так, отвечаю за комфорт и счастье, «Ваше счастье - мой приоритет». Люди улыбались, а про себя, вероятно, думали: «что только не придумают, чтобы от конкурентов отстроиться».
В 2021 году такой должностью не просто никого не удивишь, она стала мейнстримом.
Давайте попробуем разобраться почему.

Что такое счастье?

Википедия говорит нам, что это в первую очередь «состояние». Состояние наибольшей удовлетворенности условиями своего бытия, полнотой и осмысленностью жизни, осуществлением своего призвания, самореализации.

Если исходить из этого, то главной и единственной по сути задачей (миссией, если хотите) директора по счастью является создание условий, при которых сотрудник будет чувствовать максимально возможную удовлетворенность от происходящих с ним, благодаря вам или вашим коллегам, событий.⠀

Безусловно, когда мы говорим о счастье в корпоративной жизни, мы в первую очередь подразумеваем «комфорт», «спокойствие», «удовлетворенность», «энергичность». Мы говорим о высоком eNPS (так традиционно замеряют удовлетворённость сотрудников их работой).
счастливые сотрудники
Счастливые сотрудники - результат работы директора по счастью в компании
Что же входит в функционал директора по счастью?⠀
  • Анализ текущей ситуации в компании;
  • Составление плана по повышению (e)NPS, повышению счастья сотрудников;
  • Реализация плана;⠀
  • Анализ совершенных действий и их влияния на (e)NPS;
  • Корректировка действий.⠀
По сути, все встраивается в схему PDCA (plan-do-check-act). И у каждого этот цикл будет свой.

Зачем нужен директор по счастью в компании?

Все просто — счастливые сотрудники продуктивны, эффективны, лояльны. Они выполняют план, вдохновляют коллег, любят своё дело. У них горят глаза, то есть с ними происходит все, за что так радеют HR-ы.

Словом, работа директора по счастью в конечном счёте напрямую влияет на прибыль компании, на ее позиции на рынке, на развитие. Директор по счастью сокращает текучесть персонала экономит деньги на поиски новых сотрудников.
Почему же до сих пор не во всех компаниях есть директор по счастью?
Потому что до сих пор многие считают, что счастье — это что-то легкомысленное, эфемерное, личное, «не про работу».

Но как это может быть личным, когда напрямую касается людей, с которыми мы работаем?

Счастье — это состояние, и им важно уметь управлять. До 2020 года мы говорили о счастье, потому что о нем нельзя было не говорить. Три главных врага человечества (как писал Юваль Ной Харари): голод, болезни и войны, - отступили. У людей появилось время думать о себе, о своих желаниях, стоящих выше, чем 1 и 2 ступень по пирамиде Маслоу. Понимая это, мы, директора по счастью, активно включились в работу, помогая сотрудникам или Клиентам выстраивать путь реализации их желаний, благодаря нашим компаниям.
Например: в нашей компании все KPI сотрудников напрямую завязаны на их личных планах и «хотелках». Хочешь на море? Здорово! Давай посмотрим, как и сколько Тебе важно сделать в ближайшее время, чтобы через 3 месяца взять отпуск и улететь на Мальдивы.

Я люблю переводить абстрактные цифры в конкретные цели. Это повышает продуктивность сотрудников. Во-первых, в их работе появляется смысл (если раньше они его не видели), во-вторых, в их мозгу строится нейронная связь: «мой работодатель заботится обо мне, о моем состоянии, ему не все равно». И тут случается магия! Сотруднику не просто будет уйти из компании, где настолько погружены в его «личное». И это становится «нечестным» конкурентным преимуществом. То есть тем, что другим компаниям трудно быстро повторить.
Этим и объясняется «размножение» директоров по счастью. Это тренд.
Во что трансформируется в ближайшее время эта должность?
В директора по состоянию или директора по VQ (коэффициенту жизненной энергии). На западе уже давно работают люди на должности CVO (Chief vitality officer) — «главный по витальности». Их задача: поднять уровень физической, ментальной, эмоциональной и духовной энергии сотрудников. По сути, это те же директора по счастью, но действующие с более научной точки зрения.⠀

Но это совсем другая история.
Если резюмировать, то директор по счастью — это человек, в чьём фокусе всегда состояние других людей. А в запасе огромное количество инструментов, которые помогают в зависимости от ситуации это состояние привести в ресурсное.

Немного фактов о должности "Директор по счастью"
Ниже можно ознакомиться с примером вакансии на должность "менеджер по счастью". Вакансии достаточно быстро закрываются на порталах поиска сотрудников. Требуемый опыт в среднем колеблется от 2-3 лет и выше.


Ключевые моменты:
карьерный рост: предыдущая ступень перед должностью "директора по счастью" — "менеджер по счастью", он же ранее обычный "HR менеджер", который взял на себя обязанности по созданию и поддержанию счастья сотрудников в компании.
образование: кроме специальности "управление персоналом" в вакансиях отмечают также и образование в сфере психологии.
личные качества: кандидату важно быть жизнерадостным, общительным и стрессоустойчивым человеком.

Хард скиллы:
- работа с темой вознаграждения и нематериальной компенсацией;
- внутренние коммуникации с сотрудниками, в том числе и с новыми;
- организация развития сотрудников;
- работа с эмоциональным интеллектом сотрудников.



Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс Human Resources Director
В рамках курса вы освоите основы стратегического HR-менеджмента: поймете связь бизнес-стратегии и HR-стратегии, узнаете принципы успешной HR-стратегии и получите чек-лист для аудита бизнес-процессов. Только практика от экспертов крупнейших российских и международных компаний — уроки без «воды» и академической теории.
Показать ещё...