Блог

Как визуализировать карьерный план выпускника

Head of Human Resourses Department OJSC Vesta Haier Europe
Карьера выпускника представляется для него самого как достаточно запутанная и неясная перспектива будущего. Часто студенты не представляют направления развития, принимая советы от друзей и родителей, создавая один большой поток неосознанной информации о рынке труда и профессии. Как показать молодому специалисту варианты развития и зоны роста через карьерный план, я расскажу в этой статье.

Этап 1. Выяснение запроса

Первоначально, работая с молодым специалистом, выясняем его запрос. На основе своей практики могу выделить основные направления запросов:

  • «я не предполагаю, насколько востребована моя профессия, какие пути развития в этом секторе существуют, на что я могу рассчитывать по оплате труда»;

  • «я думаю, что ошибся в выборе профессии, как мне сейчас переквалифицироваться, возможно ли найти «свое» направление в рамках полученной специальности»;

  • «я понял, что не могу работать на кого-то, а открыть что-то свое мне страшно/нет знаний/отговаривают родственники или знакомые»;

  • «мне ясно, что я не буду работать по выбранной профессии, что мне теперь делать?».

Выяснив запрос, мы должны определиться с инструментом, потому что при работе с разными запросами подходы отличаются.

Я предлагаю подход, который помогает визуализировать карьерный план начинающего специалиста. Учитывая тенденции, связанные с поколениями, я рекомендую сделать план максимально наглядным для наилучшего восприятия информации.
Узнайте, как работать с запросами по профориентации молодых специалистов и найдите дополнительный источник дохода

Этап 2. Проработать EVP

Прежде всего необходимо разработать ценностное предложение студента рынку труда (EVP): так будет легче ориентироваться по дальнейшему плану. С помощью ценностного предложения можно совместно с выпускником проанализировать зоны развития и сильные стороны с точки зрения профессиональных и личных компетенций. Как правило, выпускники уже к последнему курсу имеют некоторый практический опыт (например, участие в студенческих проектах, волонтерских проектах, производственная практика).

Employment Value Personality (EVP) — это набор преимуществ кандидата, который выделяет сильные стороны личностных и профессиональных компетенций. Иными словами, это адресованное ценностное предложение от соискателя, которое соответствует ожиданиям компании (работодателя/заказчика). Его разработка предусматривает цикл специальных вопросов карьерного консультанта к соискателю. Систематизировав полученные ответы, соискателем создается документ, состоящий из нескольких разделов: его видение рынка труда и потенциальных заказчиков, личный и профессиональный бренд, блок компетенций (soft skills, hard skills), личные и профессиональные ценности.

EVP — это систематизированный вид профессиональных качеств, знаний, умений и ожиданий соискателя, его не стоит путать с резюме. Резюме содержит данные о предыдущих местах работы, достижениях, проектах. EVP, в свою очередь, помогает нам провести системную оценку потенциальных зон развития и уже «прокаченных» профессиональных областей.

Этап 3. Визуализация карьерного плана

Руководствуясь EVP и сценарным методом, составляем план, по которому возможны несколько путей дальнейшего развития.
Пример визуализации карьерного плана.
На плане мы отмечаем несколько путей. Совместно с выпускником анализируем возможные позитивные и негативные стороны. Выстроив несколько карьерных сценариев, выпускник визуально видит пути. Затем, в процессе работы, переходим к более детальному плану на один-два шага вперед (включая дополнительное обучение, установление необходимых контактов). Задавая вопросы, мы делаем пошаговое движение к цели, каждый раз актуализируя статус выполнения. Такой способ помогает понять, что всегда есть выбор вариантов, что помогает снизить состояние стресса от неопределенности. Заинтересовать наличием широкого спектра действий, учитывая, что сейчас имеется множество каналов продвижения через интернет-ресурсы.

После такой визуальной демонстрации всей широты спектра возможностей карьерного планирования, выпускник может не только увидеть пути развития, но и определить новые интересные направления, о которых ранее не задумывался, либо не имел о них достаточной информации. Основное преимущество такого подхода – визуализация перспектив, возможностей, их наглядная подача для создания целостной картины.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Профориентатор будущего»
Вы получите готовые инструменты для работы в профориентации подростков и выпускников, а также программу по продвижению услуг в этой нише. Научитесь понимать, как строить систему консультирования и работать с запросами. Вы обретете уверенность в своих возможностях и сможете приступить к работе уже на следующий день после окончания курса.
Made on
Tilda