МЕНЮ
Блог

Профессия HR-менеджер:
чем занимается и как им стать
без опыта

Основатель школы для HR-менеджеров topcareer.
Входит в топ директоров по управлению персоналом в сфере «Профессиональные услуги» по версии ИД «Коммерсант».
Меня часто спрашивают: «Какие в HR перспективы?». А в каком направлении вы хотите строить карьеру?

За последнее время наша сфера видоизменилась, в ней появляются всё новые интересные функции на стыке с другими бизнес-направлениями.

О топовых специализациях, в которых можно стартовать без опыта и быстро построить карьеру, мы и поговорим сегодня.
Делать ставку на профессиональное развитие в HR — правильно.

Востребованность классных специалистов в найме, обучении, мотивации сотрудников растёт — важно соответствовать новым ожиданиям компании:
✓ сделать подбор кандидатов эффективнее
✓ постоянно повышать продуктивность команды в условиях ограничений
✓ превращать каждый вложенный в обучение сотрудников рубль в прибыльную инвестицию
Если вы владеете современными HR-инструментами, пусть и в новом для себя направлении, и сможете приносить ценность компании, то быстро наработаете нужный опыт.
Возможность стартовать в новых HR-профессиях интересует самых разных людей:
  • студентов, которые заканчивают вуз и хотят понять, какую именно специализацию выбрать,
  • менеджеров и специалистов, мечтающих сменить сферу: юристов, бухгалтеров и даже айтишников,
  • руководителей, которым нужно понимание, как и что работает в кадровой сфере.
  • HR-специалистов, которые хотят развиваться в смежных для себя функциях.

Так давайте разберёмся, какие именно HR-направления помогут вам проявить себя и получать достойную оплату.
Хотите узнать, как быстро и эффективно построить HR-карьеру?
Приходите на БЕСПЛАТНЫЕ УРОКИ от экспертов topcareer каждые выходные →


Профессия HR-менеджер: трудности и перспективы

Если набрать в поиске на HeadHunter: «hr-менеджер», то можно найти вакансии без опыта. Таких приблизительно четверть (например, сейчас из 10 244 вакансий в 2 650 опыт необязателен)
    Как стать HR-менеджером: шесть направлений, через которые можно войти в HR сегодня
    Галочку, что отрасли нужны новички, в принципе поставить можно. Но рассчитывать на теплейший приём от ведущих работодателей не стоит.

    В HR-сфере всегда высокая конкуренция, и на каждую размещённую вакансию приходит 300−500 откликов от более опытных кандидатов.
    Но есть и нюансы, которые дают надежду каждому:
      • Сейчас — время трансформаций и применения современных инструментов, в которых обычно старшие коллеги плохо разбираются.
      • На место ушедших компаний приходят стартапы, которые благоволят молодым и проактивным.
      • Часть HR-менеджеров выгорели в профессии, и им нужна более мотивированная замена.
      Получается, что возможности для новичков существуют, но их не так много, как хотелось бы. Главное — сделать ставку на особенно востребованные сейчас направления в HR. О них мы и поговорим дальше.
        Как стать HR-менеджером: шесть направлений, через которые можно войти в HR сегодня
        Это самая простая ступенька для начинающих. Бизнес продолжает набирать и менять персонал, и руки, которые организуют процесс подбора, могут стать вашими. Важно понимать, что просто разместить объявление сейчас недостаточно.

        Даже в условиях возрастающей безработицы важно уметь привлекать и отбирать лучших кандидатов из возможных. Битва за таланты продолжается, нужны новые подходы в поиске редких специалистов.

        Массовый подбор также претерпевает изменения — позволить себе бешеную текучку компании не могут, так как затраты на адаптацию новых сотрудников сопоставимы с их зарплатой за 2−6 месяцев. Плюс бизнес теряет время на обучение, когда мог бы зарабатывать.

        Тут важно сразу показывать результаты — если вы умеете закрывать вакансии, то будете нужны бизнесу.

        Рекрутмент — стандартизированный процесс, в котором вы можете прокачаться самостоятельно или на профильных курсах.

        Во многих компаниях есть незакрытые вакансии, которые не страшно доверить стажёру. К тому же, существуют площадки-агрегаторы, где вы сможете взять заказ на подбор от клиента, — HRspace или HRtime.

        Какие качества вам понадобятся:

        • Ориентация на результат
        • Хорошие коммуникативные способности


        Узнайте простой способ начать карьеру в HR на БЕСПЛАТНОМ УРОКЕ от HR-экспертов
        Сейчас рынок IT переживает период растерянности, но это никак не означает, что интерес к таким специалистам идёт на спад. Наоборот, это — одна из самых перспективных сфер, рост которой запрограммирован на ближайшие десятилетия.

        Спрос на айтишников стабильно повышается, поэтому они очень уверенно чувствуют себя на рынке труда и придирчивы в выборе места работы.

        Раньше они негативно относились к рекрутерам — слишком много предложений на них сыпалось. Сейчас ситуация меняется, и многие айтишники готовы рассматривать интересные офферы.

        Здесь важно правильно выстроить коммуникацию. И если вы готовы разобраться в нюансах IT-отрасли — велком на борт!

        Какие качества вам понадобятся:

        • Умение определять «своих» кандидатов и поддерживать с ними отношения, даже если они в какой-то момент не подошли.
        • Правильный стиль общения, в том числе и честность в презентации вакансий.
        Когда я искала, в какую компанию устроиться инхаус, то не рассматривала IT. Эта сфера казалась мне скучной. Но, побывав на открытом уроке topcareer, приняла решение пройти курс.

        Так я попала на стажировке в Сколково, попрактиковалась в снятии заявки с заказчика и ведении подбора кандидатов. А потом и в компанию IT HUNT, где получила не только бесценный опыт, но и информацию для дальнейшего освоения. Сейчас работаю с IT HUNT как фрилансер.
        Ольга Харитончик
        Выпускница курса IT-рекрутер, рекрутер-фрилансер

        Действительно, эту сферу отличает высокий интеллект и эрудиция заказчиков, кандидатов, коллег. Даже из одной беседы с ними вы узнаёте столько информации, сколько больше нигде не получите.
        Работа больше с цифрами, чем с людьми. C&B-специалист отвечает за системы мотивации сотрудников, занимается бюджетированием и нормированием. Именно он определяет и анализирует составляющие соцпакета.

        Большинство HR-ов не в восторге от этого пула задач, потому что в нём многое связано с таблицами, данными, процедурами. Но если вам нравятся цифры и формулы, вполне возможно, что C&B-направление — ваше.

        Какие качества вам понадобятся:

        • Аналитический склад ума.
        • Умение соблюдать баланс между возможностями компании и желаниями сотрудников.
        У меня не было до этого практического опыта в C&B, но была цель — расширить профессиональный горизонт в этом направлении. На курсе TOTAL REWARDS я получил необходимую базу и понимание, куда двигаться дальше.

        Плюс коллеги поделились полезными практиками и лайфхаками, которые я активно применяю.
        Сергей Мозговой
        HR-менеджер, Интерфакс

        T&D/L&D (специалист по обучению персонала)

        Чтобы кого-то обучать, нужно самому обладать определёнными навыками и опытом. Но если вам нравится помогать людям в приобретении знаний, обратите внимание на позиции помощника в T&D. Люди, которые организуют обучение, нужны всегда.

        Для очных форматов просто необходим человек, который обеспечит встречу участников, раздаст всем материалы и бейджы, соберёт обратную связь и решит десятки вопросов, возникающих у преподавателей и учащихся.

        С развитием онлайн-форматов получения знаний появилась необходимость в администрировании учебного процесса:

        • работа с обучающей платформой
        • настройки уведомлений
        • размещение уроков
        • подготовка презентаций
        • сопровождение на вебинарах
        • ответы в чате и т. п.
        Отдельный вход в T&D — через подготовку презентаций. Они нужны всем, а ещё и различные чек-листы, методички и другой вовлекающий контент. Времени и компетенций на оформление презентаций у преподавателей и TD-специалистов часто не хватает, поэтому они с удовольствием делегируют задачу стажёру или фрилансеру.

        Если вы умеете оформлять материалы — можете выходить на старт.

        Какие качества вам понадобятся:

        • Системное мышление или способность к визуализации результата.
        • Коммуникативные навыки и умение быстро ориентироваться в возможностях платформ.

        Относительно новые HR-направления, которые перерастают в профессии

        Должности Employer brand HR-manager, HR-маркетолог, HR-аналитик выделяются не во всех компаниях, но задачи для них уже есть.

        Развитие HR-бренда

        Всё, что укрепляет имидж компании как работодателя: проведение ивентов, ведение корпоративного сайта и соцсетей, проведение опросов и работа с вовлечённостью персонала.

        HR-маркетинг

        Использование инструментов маркетинга в рекрутинге и чаще всего — в массовом подборе. Здесь приветствуют SMM-специалистов, контент-менеджеров, выпускников-социологов и пиарщиков.
        Специалист в этой сфере собирает данные, готовит отчёты, анализирует метрики: текучесть персонала, причины увольнения, текущие вакансии.

        Если вы сможете взять их на себя, то в компании вам будут только рады — такие задачи часто ложатся на HR-специалистов дополнительной нагрузкой.

        Основные инструменты аналитика — Excel, Power Query, Power Pivot, Power BI, Qlick, Tableau.

        Подытожу

        HR-менеджер — невероятно интересная и перспективная профессия. Она всё больше пересекается с разными смежными функциями: аналитикой, маркетингом, психологией и управлением бизнесом в целом.

        Определите своё направление в HR и используйте наше неспокойное время как возможность для карьерного развития — сейчас это вполне реально!
        Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.

        Хотите развиваться в HR, но не знаете, с чего начать?

        Курс менеджер по персоналу — отличный вариант для новичка. Вы сможете претендовать на HR-вакансии в крупных, минуя этап долгого обучения с нуля или работать на себя, закрывая вакансии для разных компаний.
        Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
        Показать ещё...