Блог
Карьера по законам стартапа
Мария Никонова
23.05.2017
Поменять профессию хотела бы половина взрослых людей, но решиться на такие изменения труднее, чем кажется. Ведь смена профессии связана со значительными рисками для человека:

— ему необходимо получить профессию и выйти на рынок труда с предложением в новой для него сфере;

— как правило ему необходимы инвестиции (на первое время, на перемены и образование) и

— действует он при этом в условиях высокой неопределённости, так как заранее никто не гарантирует ему, что перемены будут успешными.

Ничего не напоминает?

Да, перед вами самый настоящий стартап! Так почему бы не позаимствовать инструменты и стратегии у предпринимателей, запускающих новые проекты?

Чему стоит поучиться у стартапов тем, кто меняет профессию? Я расскажу о трёх моделях, которые помогут спланировать карьерные перемены.

1. Lean startup

Модель lean startup подробно описал Эрик Рис в книге "Бережливый стартап. Или стартап с нуля", в бизнесе она активно применяется последние несколько лет.

Суть модели: прежде, чем инвестировать время и деньги в свою идею, предприниматель тестирует её на минимальном рабочем продукте. То есть он делает рабочую недорогую версию своего продукта и начинает продавать. Смотрит, как реагируют покупатели.

Затем стартапер анализирует обратную связь, дорабатывает свой продукт и снова выпускает его на рынок. Опять тест и опять доработка.
Предприниматель может пройти несколько кругов такого тестирования прежде, чем начнёт масштабироваться и инвестировать деньги в свой продукт.

Как это применять к карьере? К поиску себя?

Действовать можно так.

Получить минимально необходимые знания предмета, выполнить работу, оценить результат, убедиться, что эта работа нравится и (желательно) покупается, получить новые знания, попробовать другие варианты, снова выполнить работу. И так далее. Затем принять решение - готовы ли вы инвестировать свои силы, деньги и время в новое направление.

Давайте на примере.

Я хочу учиться нейропсихологии, выбрала для этого магистратуру в Высшей школе экономики.
Но магистратура обойдётся мне дорого и потребует двух лет обучения.

Идти? Не идти?
Применяем lean startup.

Находим несколько хороших курсов по нейронаукам, психологии, нейробиологии в сети, читаем доступные научные публикации и книги, и получаем базовое почти бесплатное образование. Дальше пробуем это применить.

Пробуем, смотрим, оцениваем, измеряем. И если все получается, и никак нельзя двигаться дальше без диплома, тогда идём в магистратуру.

2. "Эффектуация" -сначала ресурсы, потом цели

Принцип эффектуации (или осуществления) сформулировала Сарас Сарасвати, профессор делового администрирования из Вирджинии. В нашей стране о принципе эффектуации много пишет и рассказывает доктор экономических наук, профессор СПБГУ Галина Широкова.

Этот принцип в предпринимательстве означает, что стартапер не выбирает цели, а под них – планы их достижения, а действует наоборот. Предприниматель оценивает те средства и условия, которые у него есть, и на них основывает свою бизнес идею.

В одном из исследований Сарас Сарасвати взяла интервью у 45 успешных предпринимателей, которые реализовали хотя бы один бизнес-проект. Почти никто из них не писал бизнес-плана и не проводил масштабных маркетинговых исследований. Вместо этого они практиковали «эффектуацию».

Как этот подход применить к карьере?

Если вы меняете профессию или работу, попробуйте начинать не с цели, а с того, какими ресурсами вы располагаете. Сделайте инвентаризацию - что вы умеете, какими знаниями обладаете, какие друзья могут стать вам поддержкой, какие качества вам помогут, какие дипломы и звания вы можете показать своим потенциальным работодателям или клиентам? И дальше выбирайте сферы, в которых именно ваши ресурсы будут востребованы.

Лучше понять этот метод помогут основные принципы эффектуации.

Принцип «Синица в руке», начните с того, что имеете.

Начинайте использовать то, что под рукой: запасы и навыки, которые уже есть.

Например, если вы разбираетесь в полезных сладостях, умеете их делать и имеете профиль в инстаграм, начинайте с этого. Не ждите, когда ваша мечта о небольшой шоколадной фабрике обретёт очертания. Действуйте с имеющимися ресурсами - создавайте полезные сладости и продавайте их с помощью социальной сети. А мечты дорисуете позже.

Принцип «Допустимых потерь»

Установите размер допустимых потерь: оцените возможности,_исходя из того,_ какие потери являются приемлемыми.

Посчитайте, сколько вы готовы вложить в своё дело на данном этапе- денег, времени, сил. Сколько не жалко? Заложите время на разбег, оно вам пригодится. Популярность не приходит сразу. И действуйте, ведь ваш пессимистичный прогноз учитывает допустимые потери.

«Лимонадный принцип»

Используйте сюрпризы, которые возникают из непредсказуемых ситуаций, будьте гибкими.

Если жизнь вам преподносит лимоны- делайте лимонад. Адаптируйтесь под обстоятельства, а не держите в голове жесткие цели.

Принцип «Лоскутное одеяло»

Стройте взаимоотношения с людьми и организациями, которые могут быть вам полезными. Никогда не знаешь, кто станет твоим новым клиентом или работодателем.

3. Канва бизнес модели

Авторами инструмента business model canvas являются Александр Остервальдер и Ив Пинье.

Канва бизнес-модели предназначена в первую очередь для действующих бизнесов. А я расскажу вам о том, как использовать эту модель для построения своей карьерной стратегии или карты.

Посмотрим модель на примере гипотетического клиента карьерного консультанта - Марины.

Марина закончила журналистский факультет МГУ и до декрета работала PR-директором крупной компании. В декрете Марина поняла, что не хочет возвращаться на старую работу. Марина рассматривает альтернативную карьерную стратегию - фриланс или собственное дело.

Начнём заполнять канву.

— Ключевые виды деятельности.

Марина отлично пишет продающие тексты и любит писать короткие яркие заметки. У Марины сохранилось много контактов с издательствами и средствами массовой информации.
Марина любит и ценит общение, умеет начинать и поддерживать дискуссии в соцсетях, и последние полгода пишет интересные заметки в свой блог о материнстве.

— Ключевые ресурсы.

За полгода блог Марины стал довольно популярным, у неё уже более тысячи подписчиков, которые ждут и комментируют её заметки.

Кроме того, Марина завела профиль в Instagram и пишет обо всем, что ей интересно. Больше всего отклика находят её заметки о материнстве. Также Марина много пишет о новинках органической косметики, полезных продуктах, биодобавках, эко средствах для дома, так как с рождением ребёнка активно интересуется этой темой.

— Предоставленная ценность.

Марина не постеснялась и спросила у своих подписчиков - зачем они её читают. Оказалось, что они узнают у Марины о разных эко-новинках, благодаря ей ориентируются на рынке и выбирают лучшее из предложений. Марина пишет легко и интересно. И читатели предпочитают заглянуть в её блог, прежде чем купить что-то на рынке эко.

Итак, с предложением примерно понятно. Марина сделала вывод, что ей больше всего нравится быть эко-проповедником, рассказывать о рынке экологически полезных продуктов, средств, органической косметике. И похоже у неё это отлично получается.

— Клиенты.

Кому же помогает Марина своими текстами и обзорами, и главное - кто будет готов за это заплатить?

Читатели любят блог Марины, но вряд ли будут покупать у неё обзоры и платить за информацию. Но есть огромный рынок эко-продавцов, которые будут рады взаимодействию с интересным и качественным блогером в этой нише.

— Взаимоотношения с клиентами.

Пожалуй, для начала Марина может договориться о том, чтобы бесплатно брать продукцию для своих замёток. И если они будут интересными и результативными, то рассмотреть вариант монетизации своего блога с помощью рекламы и заказных текстов.

— Каналы сбыта.

У Марины есть два главных канала сбыта - её блог и Instagram. Также она могла бы писать небольшие заметки в профильных изданиях для того, чтобы производители и дистрибуторы заметили её как интересного и харизматичного блогера.

— Партнеры

Кто может повлиять на развитие Марины как эко-блогера?
Марина могла бы брать интервью у звёзд и владелиц крупных профилей в Instagram, которые рассказывали бы о своём опыте взаимодействия с эко-продукцией.

Однозначно в качестве партнёров Марина рассматривает и бьюти и фуд блогеров, с которыми она могла бы делать интересные коллаборации.

Наконец, разберёмся с доходной и расходной частью.

— Расходы

Марине необходимо вкладывать в продвижение своего профиля и блога. Возможно в ближайшем будущем Марина запустит рассылку и закажет дизайн для того, чтобы блог был ярче.

— Доходы

Для Марины это - поступления за рекламу в её блоге и за качественно написанные продающие тексты.

Вы можете составить свою карьерную карту с помощью бизнес-модели Остервальдера. И с помощью карты найти подсказки, в каком деле вам дальше стоит развиваться.

Итак, три инструмента, применяемые стартапами - lean startup, "эффектуация" (или сначала ресурсы, потом цели), и канва бизнес-модели.

Если вы на перепутье, попробуйте хотя бы два. Если вы работаете с темой профориентации, предложите своему клиенту поработать с любым. И расскажите, какой метод для вас оказался самым эффективным.

Обучение для карьерных консультантов
Чтобы узнать о других методах работы с карьерными запросами и методологией карьерного менеджмента, приходите к нам на обучение.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda