Блог

Воронка подбора персонала: советы рекрутера

«Некогда думать — работать надо!». Когда резюме уже снятся, ZOOM виснет от бесконечных созвонов, а среди соискателей все нет того самого, многие HR игнорируют воронку найма персонала. Мол, какой смысл время терять — сотрудники сами себя не найдут!

Если и вы так думаете, то вам есть, куда расти. Правильно настроенная воронка подбора кандидатов обеспечит вам парочку лишних кофе-брейков, сэкономит бюджет компании и нервы шефа. Это минимум!

Изучите ключевые методы построения и анализа воронки. Не упустите шанс стать лучшим рекрутером не только для своей компании!
Что такое воронка подбора персонала
Чтобы устроиться на работу в компанию, соискатель проходит ряд этапов отбора. Они заранее прописаны по каждой вакансии. Путь героя (кандидата) легко показать наглядно.

Воронка найма персонала — это схематическая и численная визуализация всех этапов процесса подбора и прохождения их кандидатами.

На каждой такой схеме видно все этапы и количество кандидатов, которые остались по результатам каждого.
Воронка подбора персонала
Пример воронки подбора персонала
Так ли важно постфактум видеть, как проходил процесс поиска персонала? По данному выше определению может показаться, что создание такой схемы — чистая формальность. Многие начинающие HR и делают ее «для галочки». Опыта и знаний кстати можно набраться здесь: «Руководитель по рекрутменту».
Правда в том, что воронка рекрутинга — это не просто рисунок, это четкий алгоритм получения сотрудника для компании от момента «как мне привлечь соискателей в нашу компанию» до стажировки и завершения испытательного срока.

Если вы правильно подойдите к этому алгоритму, то сможете среди прочего:
  • быстро находить проблемы в подборе и решать их еще в процессе поиска;
  • планировать процесс найма и прогнозировать сроки;
  • на основе прогноза количества соискателей рассчитывать стоимость подбора;
  • управлять этапами найма и анализировать эффективность каждого;
  • улучшить и ускорить процесс привлечения нужных кандидатов.
Пример. Что можно «вытянуть» из начального и финального количества соискателей?

Если из 80 подавших заявку на «выходе» оффер получает 2 кандидата, вы понимаете, что для закрытия 2 позиций нужно собрать минимум 80 откликов и планируете время на просмотр минимум 80 резюме. А для закрытия 3 уже надо набрать 120 заявок!

Или можете пересмотреть требования к должности и увеличить эффективность воронки. Чтобы набирать 2 из 60, например.
Аналогичный подход используют в продажах. Построив так называемую «воронку продаж», легко рассчитать выхлоп от вложений в трафик.
Получите рекомендации от ТОПов рынка
на наших открытых уроках. Регистрируйтесь бесплатно →
Виды воронок подбора персонала
Смыслы и цели инструмента воронка рекрутинга можно разделить на две группы:
  • анализ и улучшение эффективности процесса найма;
  • прогноз количества, сроков и стоимости подбора.

В зависимости от нужных целей используют два вида воронок:
  1. Прямая воронка — помогает оценить, насколько эффективен процесс найма.
  2. Обратная воронка — помогает прогнозировать количество соискателей на всех этапах.

Прямая строится под каждую вакансию на каждом конкретном предприятии. Она всегда неповторима. По сути, это вот то, что мы писали ранее — точное описание процесса по реальным цифрам.

Тут важно найти и отметить все этапы подбора, а потом наблюдать движение кандидатов. Для учета используют показатели:
  • относительные (например, процентное соотношение прошедших этап к участвующим);
  • абсолютные (количество лидеров этапов).

Прямая воронка — это зеркало процесса подбора. Она помогает его совершенствовать, показывая реальную ситуацию.
Например. Когда вы ищите РОПов, то по показателям воронки будет видно, если кандидаты чересчур часто не проходят собеседование. Анализируете входной поток, требования к вакансии и требования собеседующего менеджера и находите причину. Результат — экономия времени и бюджета.
Обратная воронка найма сотрудников — инструмент прогнозирования. Ее создают по данным о предыдущих успешных поисках, чтобы, например, просчитать время на закрытие и будущий входной трафик.
По готовой прямой воронке легко построить обратную. Если у вас, например, есть опыт закрытия позиции бухгалтера за 2 недели из 70 соискателей, обратная даст прогноз. Вы будете знать, что нужно собрать около 70 заявок, и поработать с кандидатами 2 недели.
Этапы воронки подбора персонала
Рассмотрим самые популярные шаги, которые используют в поиске большинство компаний. На истину в последней инстанции не претендуем. Суть в том, чтобы понять принцип.
Этап 0. Подготовка.
Готовим портрет кандидата, информируем общественность о HR-бренде и привлекаем на вакансию.

Некоторым рекрутерам кажется, что этот этап нельзя оцифровать. Поэтому его не указывают в воронке и не подвергают совершенствованию. Это ошибка. Потому что от подготовки зависит, кто и как быстро откликнется.

Тут нужно:
  1. Подготовить портрет кандидата. Описываем идеального претендента максимально подробно: образование, умения, опыт, интересы, мотивацию. Важно, чтобы человек себя узнал! Знание же интересов помогает понять, где он обитает — а это наши каналы поиска.
  2. Проинформировать общественность о HR-бренде. По портрету отбираем каналы поиска и на этих ресурсах популяризируем бренд компании-работодателя. Если такая работа не велась раньше. Важно честно указать ровно столько существенных преимуществ и «плюшек», чтобы откликались сознательные люди, а не толпа любителей халявных бассейнов и курсов English.
  3. Привлечь на вакансию. Просто публикуем предложение работы. Опять-таки учитывая портрет. На каждую вакансию лучше делать отдельное объявление.

Этап 1. Отклик.
Собираем резюме.

Важно, чтобы удобно было и вам и соискателю. Это быстрая форма отправки резюме, доступ к ней с любого гаджета, автоответ на отклик, работающая база приема заявок.

Этот этап — входное «отверстие» нашей воронки.

Этап 2. Первичная оценка претендентов.
Отбираем кандидатов по резюме.

Задача — отсеять соискателей нерелевантных вакансии и вынести в шорт-лист самых интересных и проактивных.

«Фаворитам» для повышения лояльности хорошо бы дать обратную связь.

Имейте ввиду, что программы автоматического отбора резюме иногда ошибаются. Чтобы не пропустить подходящих кандидатов, настройте все максимально правильно. И используете проверенные программы, например отсюда «Инструменты для эффективного рекрутмента».

Этап 3. Собеседования.
Непосредственный контакт с претендентом онлайн или «вживую».

Этот этап подразделяется на подэтапы. Сюда же можно отнести этап «Тестирование». Если такие шаги есть, каждый отдельно оценивают на эффективность:

  1. Встреча с рекрутером.
  2. Собеседование с непосредственным начальником.
  3. Разговор с руководителем высшего звена и коллегами: такой чести удостаиваются претенденты на серьезные должности.

Здесь самое сложное — сохранить объективность. Заранее разработайте общие для всех критерии оценки и выбираете ответственного за решение.

Этот этап очень важен. Его результаты показывают качество предыдущих этапов и дают базу для следующих. Тут оцениваем процент успешно прошедших собеседования к количеству собеседуемых.

Пример. Если на этапе оценки резюме или собеседования HR был слишком «добрым» и пропустил малоподходящих кандидатов, то процент победителей этапа собеседования будет низким.

Этап 4. Оффер и найм.
Заключительный этап воронки.

Здесь может быть один шаг воронки или даже три:
  • оффер;
  • стажировка;
  • найм.

Все зависит от вакансии.

Чтобы претендент не передумал, действуйте быстро. Не забывайте и других кандидатов, если вдруг лидер откажется.

На этом этапе/этапах важны процент согласия на оффер, время на решение, длительность и успешность стажировки и срок до окончательного оформления. Более детально можете изучить на курсах для рекрутеров-руководителей — «Руководитель по рекрутменту».
Хотите усилить свою экспертизу? Регистрируйтесь на наши бесплатные открытые уроки →
Как сделать расчет главных показателей воронки подбора персонала
Главное в воронке подбора персонала — как рассчитать все важные показатели. Будем говорить о 3 ключевых:
  • конверсия этапов подбора;
  • общая конверсия этапов подбора;
  • длительность подбора.

Конверсия этапов подбора
Показатель используют для оценки эффективности каждого этапа. Рассчитываем по простой формуле:

Конверсия этапа = ((К-во кандидатов прошедших этап) / (к-во кандидатов прошедших предыдущий этап)) × 100%.

По сути, находим процент прошедших этап.

Пример. Если вы получили всего 120 резюме, а после их просмотра осталось 70 кандидатов, то конверсия будет равна: (70/120)x100%= 58,3%

Важно! Конверсию первого этапа считаем как 100%.

Установленных нормативов по конверсиям этапов нет. Считается нормальным, если она на начальных этапах низкая.

Если же этот показатель ниже 50% на уровне собеседования с профильным сотрудником и ниже — уже не очень. Это значит, что или предыдущие этапы были неэффективны, или у руководителя какие-то не те требования. Чтобы избежать лишних трудозатрат, надо искать несоответствия уже в процессе.

Общая конверсия воронки подбора

С помощью этого показателя оцениваем общую эффективность воронки.
Рассчитываем по такой формуле:

Общая конверсия = (К-во человек на последнем этапе / количество кандидатов на первом этапе) × 100%.

Пример. Вы получили 80 откликов, а оффер получили 3 человека. Конверсия будет: (3/80)х100%= 3,75%.

Эффективной считается воронка с общей конверсией от 5%. Если она ниже — надо искать причины и улучшать.

Длительность подбора

Знание этого показателя позволяет планировать сроки поиска и закрытия вакансии.

Рассчитываем по формуле:

Длительность подбора = Σ средних сроков длительности всех этапов для претендентов.

Как и предыдущие, хорошо рассчитывать этот показатель воронки подбора персонала в Excel. Поднимите статистические данные и используйте функцию MEDIAN: тут будет учтены средние данные без критических отклонений.

Что еще важно

Полезно также анализировать следующие показатели:
  • среднее время, за которое закрывается вакансия;
  • длительность этапов;
  • стоимость воронки = цена источника + трудозатраты в денежном выражении.
Оценку проводим сравнивая показатели по похожим вакансиям внутри своей компании или по отчетам других компаний.
Как повысить эффективность воронок подбора персонала
Используем все изученное выше: построенную воронку и показатели из предыдущего раздела — в частности длительность найма, общую конверсию и по каждому этапам.

Шаги по улучшению эффективности:
  1. Построить воронку подбора персонала, если ее еще нет. Уже одно это — первый шаг к оптимизации.
  2. Рассчитать показатели эффективности и оценить их. Показатели срочных действий — общая конверсия ниже 5% и конверсии после собеседований ниже 50%.
  3. Проанализировать, какой уровень отсева кандидатов при переходе между этапами. В случае низкой конверсии разобраться, почему на вакансию откликается много, а по резюме большинство отсеивается, почему соискатели подходящие у не нравятся руководителю и так далее.
  4. Переработать портрет кандидата в соответствии с неучтенными ранее требованиями и критериями.
  5. Поменять фильтры приема заявок.
  6. Пересмотреть брендирование компании. Возможно, кандидаты не так представляют работу в компании.
  7. Проанализируйте рынок труда. Не факт, что искомый вами кандидат вообще существует. Или ваше предложение вполне соответствует его компетенции.
  8. Проанализировать эффективность каналов поиска и оптимизировать. Не все каналы для всех вакансий одинаково эффективны. Для экономии ресурсов часть можно исключить.
После анализа воронки оптимизируйте все, что можно, обновите ее и сравните показатели. Повторите при потребности. Специалисты, которые прошли

Подходы и инструменты в отборе персонала
Чтобы оптимизировать работу с воронкой найма персонала, опытные HR, кроме анализа показателей, используют разные техники. Здесь вы глубоко изучите все самые передовые инструменты и нюансы их использования — «Рекрутмент PRO для команды». Сейчас же поговорим о канбан и эджайл.

Канбан — способ визуализации процессов, который помогает их улучшить и ускорить. Главное, что мы с помощью этой техники можем видеть ситуацию в моменте, чтобы сразу же ее исправить.

Для работы с воронкой подбора кандидатов важно, например, знать следующее:
  • какие задачи еще взять и обработать;
  • что уже выполняется;
  • завершенные задачи

По сути, канбан с помощью таблиц и графов показывает процесс работы на каждом этапе воронки. Удобно для каждого этапа делать отдельную визуализацию по задачам.

Эджайл — это подход в основном про гибкость и диалог non-stop между участниками процесса. По сути, это система адаптивных методик для комфорта взаимодействия между людьми. На первое место выходят не жесткие рамки плана, а реальные возможности людей и потребности.
Пример.

По результатам тестов есть лидер с максимальным отрывом по баллам. По правилам его бы на собеседование в порядке очереди, когда все пройдут тестирование. Но при гибком подходе можно сразу показать результаты руководителю и вне очереди провести его как минимум первым по всем этапам собеседований.
Советы и главные выводы
Сделайте, чтобы этапы воронки подбора персонала показывали реальные 
 процессы. Просто добавьте в нее все те шаги, которые проходят ваши кандидаты. Все просто и четко — фантазии здесь не место. Иначе воронка будет бесполезна, если даже не вредна.

Важно каждый этап согласования выделить отдельно. Если кандидат проходит 3 собеседования и после каждого может не подойти, то каждое — это новый трек пути героя. Так оценивать получится каждый.

Для каждой отдельной вакансии делайте новую воронку. Если, конечно, у вас в компании одинаково не собеседует уборщицу и финдиректора.

Узнайте все об отказах по кандидатам: кто, на каком этапе и почему. Это поможет улучшить вакансию и портрет кандидата. Но помните, что это не часть воронки. Отказ может быть результатом на любом этапе.

Чтобы оценить эффективно источника, указываете при анализе его точное название. Не «соцсети», а «Вк», не «внешняя реклама», а место стенда.

И последнее. Исследуйте воронку, оценивайте результаты и оптимизируйте процесс найма. Потому что некачественная воронка — это лишние трудозатраты, трата бюджета и неэффективность процесса найма.

А правильно построенный процесс, и следовательно, воронка найма — залог будущего успеха как найма, так и вас как HR.
От рекрутера до руководителя отдела: научитесь качественно выстраивать систему рекрутинга и прокачивать каждый этап подбора на курсе «Руководитель по рекрутменту»