Блог

МАСТЕРМАЙНД:
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

Как создать поддерживающую среду и эффективно использовать потенциал команды

Вы узнаете

  • Что такое Мастермайнд
  • 3 важных предпосылки для использования мастермайнда в компании чем раньше, тем лучше
  • Какие задачи руководителя и HR решает внедрение мастермайндов
  • Как запустить группу у себя?
Термин «mastermind» как «группа единомышленников» был впервые представлен Наполеоном Хиллом в 1925 году в его работе «Закон успеха».

Со временем сам Хилл изменил его значение. Оцените, насколько изменилось определение за 12 лет:

В 1925 году
В 1937 году
Мастермайнд – это ум, который рождается между гармоничной кооперацией двух или более людей, которые синхронизируют друг друга, с целью достижения какой-то задачи.
Мастермайнд – это координация знаний и усилий двух или более людей, которые работают над определённой целью в духе гармонии.
То есть мы начали говорить о мастермайнде не просто как о некой сущности, которая рождается, а об усилии по синхронизации людей для достижения целей.

Кстати, если погрузиться в историю глубже, то можно найти и более ранние упоминания такого формата встреч. В 1791 году Бенджамин Франклин издал автобиографию, где описал «Хунта-клуб» — собрание людей, посвящённое взаимному усовершенствованию.

В его клубе было всего 12 человек, но Бенджамин был против расширения. Он предложил всем участникам создать свои собственные клубы, тем самым организовав своеобразную пирамиду. В похожем формате Мастермайнд существует и в наши дни в компаниях, в которых сотрудники находят себе группы по интересам и целям.

Получается, что мастермайнду уже более 250 лет. А кто-то даже считает, что собрания рыцарей круглого стола — тоже своего рода мастермайнд ;-) То есть этот метод уже проверен веками, и он действительно работает.

Только в современный мастермайнд добавились структуры, которые позволяют ему эффективно существовать и выполнять определённые задачи внутри компании.

3 важных предпосылки для использования мастермайнда

Все мы в курсе, что происходит на российском рынке, — у компаний не хватает тех ресурсов, которые раньше были в избытке.
В результате бизнес приходит к логическому выводу: максимально использовать свой внутренний потенциал и возможности.
И тут на помощь приходит мастермайнд, который позволяет задействовать все навыки сотрудников внутри компании и не обращаться к сторонним консультантам и агентствам.

Вторая трудность, с которой столкнулся рынок, — это ситуация неопределённости и для компании, и для людей. Когда не известно, что ждать завтра, когда не понятно, как планировать, когда затруднена коммуникация:

  • Сокращение горизонта планирования
  • Сокращение сроков и объёма обучения
  • Отсутствие гибкости базовых процессов бизнеса в условиях быстрого изменения среды
  • Не уточнены приоритеты и цели в новой ситуации

Здесь мастермайнд становится точкой общей синхронизации.

Третья сложность — работа в удалённом формате, когда нет полноценного контроля над деятельностью сотрудников и есть

  • Отсутствие систем управления задачами
  • Удалённый найм и адаптациея, оценка компетенций на расстоянии
  • Трудности координации между бизнес-единицами, командами и регионами

Для компаний, у которых по каким-то причинам не получилось выстроить политику ведения дистанционной работы, мастермайнд является спасением.

Он даёт возможность совершать регулярный трекинг команды и выработать формулировку постановки и контроля задач.
Получите готовые решения для построения эффективных команд на курсе «Инструменты фасилитации для HR»

Что такое мастермайнд

Мастермайнд – это группы достижения целей или решения проблем и технология организации таких групп. Он подразумевает регулярные встречи по определённому сценарию, и именно за их счёт отстраивает процессы и становится фокусной точкой для сбора команды.
Что такое мастермайнд

В организации мастермайнда важно учитывать 3 правила:

  • Группа участников должна быть постоянная и небольшая: от 4 до 15 человек.

  • Есть чёткий сценарий ведения встречи.

  • Группа фасилитируемая.

Ведущий мастермайнда выполняет роль камертона — настраивает всех участников группы на нужный лад, останавливает споры, возвращает фокус на слаженную работу.

2 основных фокуса мастермайнда
Результат => Участник
Процесс => Группа и ведущий
Этот формат подходит для ситуаций, когда результат должен быть достигнут для конкретного участника, а не для группы. Такая встреча направлена на личную цель, и в корпоративном формате используется как дополнение.
В таком формате собираются люди с определённой проблемой и целью решить эту проблему. Причём здесь акцент идёт больше не на советы, а на психологическую поддержку группы.
Критерий успеха группы – достижение целей всеми участниками или улучшение качества их жизни.

И часто именно от решаемой задачи зависят параметры отбора людей на такие встречи. Например, если у руководителя есть цель достигнуть определённый KPI к концу года, то в зависимости от размера KPI он будет решать – идти ему в группу или нет.

Объединение в одной группе молодых и опытных руководителей может быть полезно только с точки зрения повышения опыта для молодых, но никак не сможет помочь опытным управленцам достигнуть их цели.
Ключевой показатель эффективности мастермайнда:
в счёт идёт только результат, а не героические намерения.

Чем полезен Мастермайнд

В мастермайнде не разбираются учебные задачи, а прорабатываются проблемы из реальной жизни. На основе общения в группе создаются MVP (Minimum Viable Product), которые тут же применяются в жизни. Это многочисленные сценарии развития, а не какая-то глобальная стратегия.

Мастермайнд – это постепенная регулярная практика, а не одна встреча, во время которой пытаются одномоментно разобрать все вопросы и забыть о них. Прогресс происходит за счёт того, что участники дают некое обещание друг другу о выполнении поставленных задач. Группа в данном случае является своеобразной совестью.

Дальше происходит интересный феномен: когда мы делаем что-то из недели в неделю, изо дня в день, происходит ускорение результата.
В книге Евгения Щепина «ВкусВилл. Как совершить революцию в ритейле, делая всё не так» приведён очень хороший пример:

«Раньше мы каждый год проводили стратегические сессии, на которых планировали, какие проекты хотим реализовать за ближайший год.

Однажды мы собрались на очередной такой встрече и подвели итоги предыдущей, имевшей место год назад. Из 15 запланированных проектов было реализовано 0.

Но появилось множество других крутых проектов, о которых мы даже не думали. И эти нововведения подсказала нам жизнь со своей вечно меняющейся повесткой.

На этой встрече мы коллективно решили раз и навсегда перестать планировать.»

Это очень важно, когда в ситуации неопределённости нет возможности разработать стратегический документ, чтобы потом положить его в стол.

Лучше что-то делать регулярно и по чуть-чуть, ведь именно эта схема и позволяет двигаться дальше.

Мастермайнд — пространство коммуникации

Компании с сильными инструментами управления корпоративной культурой в кризисные времена чувствуют себя устойчивее и легче адаптируются к быстро меняющейся ситуации.

При работе удалённо, когда привычные каналы коммуникации разрушаются, мастермайнд может стать и форматом рабочей встречи, и площадкой для внутренних коммуникаций или информирования. Это своеобразная точка сбора информации и анализа проблем.

Мастермайнды меняют и обеспечивают

  • Форматы и инструменты рабочих встреч
  • Площадки внутренних коммуникаций и практики информирования
  • Создание и поддержание инфополя. Событие – точка сбора распределённой компании
  • Место для обратной связи, регулярные планёрки/собрания/встречи для корректировки курса компании
  • Психологическую поддержку сотрудников
  • Пролонгированные комплексные программы
  • Способы организации обучения, в том числе так, чтобы сотрудники учили сотрудников тому, что им нужно здесь и сейчас

Кому нужна своя группа

Потенциальные заказчики есть и внутри организации, и вне её.
Корпоративный бизнес:
  • HR-специалисты
  • T&D направление
  • Венчурные фонды
  • Онлайн-школы
  • Команда стартапа
Консультанты:
  • Бизнес-тренеры
  • Фасилитаторы
  • Психологи/коучи
  • Авторы курсов
  • Тимлиды, Scrum-мастера
Руководители и собственники:
  • Топ-команды
  • Бизнес-сообщества
  • Проектные менеджеры
НКО и фонды:
  • Благотворители
  • Волонтёры
  • Корпоративные сообщества

Где применять Мастермайнд внутри компании

  • Отдел продаж

  • Кадровый резерв

  • Адаптация новичков

  • Команды руководителей. Топ 100. Топ 500.

  • Проектные команды

  • КСО: клубы, волонтёрские проекты

  • Отдел обучения: поддержка обучения

Какие задачи HR и компании решает Мастермайнд

Мастермайнд прекрасно показывает себя в любом из четырёх направлений.


Какие задачи решает мастермайнд
1
Организация работы команд

Для руководителей:

  • Командный фреймворк
  • Организация коммуникации между сотрудниками
  • Поддержание мотивации и эффективной работы
  • Снижение стресса неопределённости/отсутствия информации у сотрудников распределённых и удалённых команд
2
Обучение и наставничество

  • Наставничество и групповой коучинг, Р2Р-обучение
  • Пред-тренинг: сбор корзины проблем, успешных кейсов
  • Follow Up: внедрение результатов и промежуточный контроль
  • Поддержание вовлечённости в обучении
  • Создание корпоративной базы знаний
3
Управление вовлечённостью

4
Изменение культуры

Для HR:

  • Удержание сотрудников и работа с кадровым резервом
  • Создание и развитие сообществ для компании
  • Создание профильных дискуссионных площадок
  • Кружки качества
  • Поддержка корпоративного волонтёрства
  • Нетворкинг

Для сотрудников и компании в целом:

  • Недирективное лидерство и фасилитация
  • Доверие, открытость и безопасность
  • Построение горизонтальных связей
  • Тренинг коммуникативных навыков
  • Эффективные совещания
Мастермайнд как формат обучает работать в кругу равных, коммуницировать в тайминге, давать развивающую обратную связь, не критиковать, общаться друг с другом.

И за счёт этого происходит усвоение формата на уровне ценности, тренировка коммуникативных навыков и тренинг по проведению эффективных совещаний.

Как спроектировать свою группу

Как собрать группу на мастермайнд
До первой встречи

1. Определяем цель. Нет цели, нет запроса у участников — нет мастермайнда.

2. Отбираем людей — проводим анкетирование и узнаём:

  • Опыт и интересы
  • Цели участия
  • Необходимую помощь
  • Готовность планировать время
3. Проектируем группу — определяем:

  • размер группы – тест/факт
  • место встречи
  • дату первой встречи
  • срок жизни группы
  • частоту и длительность встреч
  • лидера/фасилитатора

Мы на встрече. Что делать?

Познакомьтесь, озвучьте цели участников и зафиксируйте их.

Определите роли: модератор, глава протокола, таймкипер.

Придумайте название и определите правила.

Отчитайтесь за неделю и проработайте сценарий.

Не забываем: нет прогресса — нет мастермайнда!


***
В статье использованы материалы Вячеслава Руденко, бизнес- тренера, члена Российской Ассоциации Фасилитаторов, преподавателя курса «Инструменты фасилитации для HR».

Статья была полезной? Поделитесь ей с коллегами во ВКонтакте, нажав на иконку соцсети
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.