Блог

Эффективная кадровая стратегия как ключевой фактор успеха компании, а не просто бумажка!

Будут люди — будет бизнес!
Мы много говорим о том, что люди — главная ценность компании. От них зависит прибыль и долгожительство бизнеса. Только о кадровой стратегии часто или вообще не думают, или подходят к ней слишком формально — как к документу для «галочки».
Эта статья для тех HR, что зрят в корень и начинают с основ. Здесь о целях, задачах, принципах и типах кадровой стратегии организации и о том, зачем нужна эта вся теория.
Научитесь выстраивать стратегию управления персоналом на курсе «HR Director» →

Цели и задачи кадровой стратегии организации

Базовая цель HR-стратегии — управлять ресурсом «Люди» так, чтобы двигать бизнес вперёд. Как, куда и к каким цифрам — расписывают в стратегическом плане компании. Работа с людьми должна идти в этом же направлении. Иначе есть большой риск прийти не туда или туда, но слишком поздно, или же потерять часть возможной прибыли.

Вся HR-стратегия направлена на то, чтобы эффективно привлекать сотрудников, управлять ими и развивать. Для этого команда HR и разрабатывает эффективные подходы, программы и планы.

Цели кадровой стратегии организации

  • Привлечение и поддержание талантливых сотрудников.
    Речь о поиске лучших специалистов, которые способны в кратчайшие сроки дать компании максимальное продвижение вперёд.

  • Развитие и улучшение навыков сотрудников.
    Тут важно ориентироваться на приоритетные для стратегии бизнеса навыки в нужное для этого время.

  • Создание мотивационной среды.
    Правильное стимулирование сотрудников к высоким результатам — искусство, которое удержит их и углубит приверженность организации.

  • Адаптация и управление изменениями.
    Своевременная помощь новичкам «прижиться» в рабочей среде — фундамент их длительного нахождения с нами. Уменьшает текучесть кадров и помощь в адаптации к изменениям.

  • Управление персоналом и планирование кадровых ресурсов.
    Всё согласовываем со стратегией бизнеса.
Цели кадровой стратегии
Результат — квалифицированный и компетентный рабочий коллектив. Благодаря его эффективному использованию растёт конкурентоспособность компании, усиливаются её сильные и нейтрализуются слабые стороны.

Задачи кадровой стратегии организации

В рамках выбранных целей кадровая стратегия ставит такие задачи:
  • проанализировать текущие и будущие потребности в персонале: определяем нужное количество сотрудников, их навыки и квалификацию;
  • структурировать персонал и определить должностные обязанности;
  • разработать планы найма, повышения и перемещения персонала;
  • развивать потенциал сотрудников и повышать их профессионализм;
  • расписать планы развития карьеры как минимум по самым важным должностям;
  • придумать и реализовать программы для привлечения, отбора и адаптации сотрудников: проверяем, соответствуют ли навыки и квалификация кандидатов требованиям должности, проводим собеседования и оценку кандидатов;
  • разработать политику по обучению и развитию сотрудников: ставим цели обучения, организуем тренинги, семинары, курсы и другие формы обучения, следим за эффективностью обучения и развития персонала;
  • создать такую среду, в которой отобранным людям будет комфортно;
  • разработать подходящую политику по найму и отбору;
  • планировать эффективные мероприятия, чтобы привлечь новых сотрудников;
  • разработать системы стимулирования и мотивации для разных сотрудников на разных этапах их жизненного цикла в компании: системы вознаграждений, бенефитов, возможностей профессионального роста и карьерного развития;
  • установить честную и всем понятную систему оценки работы;
  • создать атмосферу, в которой люди будут склонны к командной работе и сотрудничеству;
  • поддерживать процессы ориентации новых сотрудников;
  • планировать изменения и их реализацию;
  • управлять конфликтами и помогать решать проблемы на рабочем месте;
  • управлять производительностью сотрудников: проводим ежегодные и периодические оценки, реализуем программы по мотивации и развитию сотрудников для повышения их эффективности и производительности.
Самые важные вопросы при этом:
  • сколько на каждом этапе движения надо определённых специалистов?
  • какая ситуация сейчас на рынке?
  • рационально ли управление персоналом и как сделать его численность оптимальной, соблюдая социальные требования?
  • как по максимуму использовать способности сотрудников?
  • как привести уровень квалификации персонала в соответствие с постоянно растущими требованиями?
  • какие расходы на управление персоналом и каковы источники средств?
Задачи конкретной кадровой стратегии определяются целями компании в конкретный период. Здесь важен и этап развития, и приоритеты, и выбранный тип.
Принципы построения кадровой стратегии

Типы и особенности кадровых стратегий

Существует много классификаций кадровых стратегий по самым разным признакам. Важно в них ориентироваться, чтобы понимать, какой план куда приведёт и на чём для этого фокусироваться HR-отделу и компании.

Классически выделяют такие типы кадровой стратегии:

  • партнёрская;
  • потребительская;
  • идентификационная;
  • негативная.

Рассмотрим их подробнее.

Партнёрская кадровая стратегия

Компания поддерживает таким поведением тесное партнёрство и сотрудничество между кадровым отделом и руководством. Основа — взаимное доверие, понимание и участие всех сторон в разработке и реализации кадровой политики.

Здесь кадровый отдел — стратегический партнёр бизнеса, а не просто исполнитель операционных функций. Таким образом человеческие ресурсы используются более эффективно, коммуникационные процессы выстраиваются более прозрачно, а кадровая стратегия синхронизирована с общими стратегическими целями организации.

Партнёрская стратегия позволяет установить эффективное сотрудничество между руководством и кадровым отделом. Именно это важно для бизнеса. В результате улучшается управление человеческими ресурсами и организация достигает стратегических целей.

Потребительская кадровая стратегия

Организация с такой кадровой стратегией удовлетворяет нужды сотрудников, создавая им благоприятную рабочую среду. Основная цель — обеспечить такой уровень удовлетворённости, который способствует их максимальной эффективности и продуктивности.

Особенность — индивидуальный подход к каждому сотруднику, учёт его предпочтений, создание условий для его развития и роста. Стратегия включает:

  • разработку программ поощрения;
  • формирование системы вознаграждения;
  • программы обучения и развития;
  • установление открытого и доверительного коммуникационного окружения.

Компаниям с потребительской HR-стратегией легче привлекать и удерживать высококвалифицированных сотрудников. Так улучшается качество работы и конкурентоспособность организации.

Идентификационная кадровая стратегия

Основа этой стратегии — выработка личной идентичности сотрудников и укрепление их привязанности к организации. Она направлена на создание таких корпоративных ценностей, которые разделяют сотрудники и которые помогают им ощущать себя частью команды.

Основная особенность заключается в формировании сильной связи между сотрудниками и организацией. Это способствует их лояльности и преданности. Для реализации этой стратегии используют разные методы, среди которых:

  • проведение корпоративных мероприятий;
  • обучение корпоративной культуре;
  • создание символов и обрядов;
  • активное участие в общественных и социальных проектах.

Идентификационная кадровая стратегия важна для бизнеса, поскольку помогает создать прочные и стабильные команды, повышает чувство принадлежности и способствует эффективной командной работе.

Негативная кадровая стратегия

Негативная HR-стратегия отражает отрицательные, дезинтегрирующие стороны управления персоналом. Иногда при этом организации обнаруживают проблемы, вызванные плохим управлением или негативной рабочей средой. Это часто ведет к конфликтам, увольнениям или низкой мотивации сотрудников.

Проблема негативной кадровой стратегии в том, что компания не уделяет должного внимания удовлетворению потребностей сотрудников. Отношения с ними строятся на принуждении или насилии.

Основные принципы при разработки кадровой стратегии

При разработке кадровой стратегии опытные HR-менеджеры руководствуются рядом правил. Их еще называют принципы. Потому что это тот базис, который делает кадровую стратегию волшебным инструментом для роста, а не просто документом в папку.

Базовые принципы построения кадровой стратегии компании следующие:
  • 1
    Стратегическая ориентированность
    То, что отличает её от тактики. Фокусируемся на долгосрочных приоритетах и целях, а не бездумно реагируем на сиюминутные вызовы. Всегда смотрим, как краткосрочные эффекты влияют на дальнейшее развитие.
  • 2
    Комплексность мер
    Разрабатываем HR-стратегию и стратегию самого предприятия параллельно. В идеале они дополняют и помогают друг другу в процессе деятельности.
  • 3
    Многоплановость
    Сама стратегия должна быть комплексной. Формируя её, учитываем и интересы руководства, и потребности коллектива, и влияние на внешний мир.
  • 4
    Системность подхода
    Любые изменения планируем и вводим методично. При управлении людьми не может быть «лоскутных» мер. Иначе не все «поймут».
  • 5
    Логичность и последовательность способов и подходов
    В кадровой стратегии не используем противоречивые методы. Чтобы обеспечить запланированный результат, чётко следуем инструкции по каждому, причём в запланированном порядке.
  • 6
    Экономическая эффективность
    Её обеспечивает баланс между ценой труда и его качеством. Для желаемого результата по задачам привлекаем людей, способных оптимально решить именно эти задачи.
  • 7
    Формализация бизнес-процессов
    После введения в курс дела сотрудники ясно понимают свои роли в реализации HR-стратегии.
  • 8
    Персонифицированность системы мотивации
    Каждому члену коллектива четко и ясно доносим, как он может заработать максимум вознаграждения за свой труд: что и как ему для этого делать.
  • 9
    Социальная направленность
    В стратегическом плане по персоналу думаем в первую очередь о целях компании, но не забываем о самих людях. Включаем мероприятия по улучшению условий работы. Чем комфортнее сотруднику, тем он лояльнее, тем меньше текучка и затраты на поиск людей.

Примеры успешной реализации

Рассмотрим несколько примеров реализации кадровой стратегии.
Пример № 1

Банк N открывает через некоторое время несколько отделений в городе, где уже присутствуют его филиалы. Будет использован новый коммерческий подход в обслуживании. Какие пункты нужно включить в кадровую стратегию?
Среди самых важных элементов:
1
Активизировать поиск и подбор персонала на рядовые должности, предпочитая высококвалифицированных специалистов.
2
Обучить, протестировать и отобрать успешных сотрудников на должности руководителей.
3
Усовершенствовать систему обучения действующих сотрудников для повышения их квалификации до уровня руководителей отделений.
4
Организация труда: ротация и перераспределение задач.
Такие шаги помогут успешно открыть требуемые отделения и достичь целей расширения деятельности.
Пример № 2

Руководство фирмы В планирует увеличить прибыль за счёт повышения квалификации сотрудников. В компании открыли новые должности, на которые переведут опытных членов коллектива.
Приоритетами кадровой стратегии будут:
1
Изменение действующей процедуры, по которой подбирают и обучают персонал.
2
Организация труда: цель — перераспределить задачи и ротировать персонал.
3
Обучение персонала.
4
Разработка системы мотивации, в которой выдают премии и бонусы за значительные достижения по задачам.
Таким образом производительность труда вырастет. Сотрудники профессионально вырастут, а прибыль предприятия в перспективе увеличится.
Узнайте больше на курсе HR-Директор

Станьте наставником успеха в мире управления персоналом!


Запишитесь на курс HR-Директор и освойте все необходимые навыки для эффективного управления командой, создания мотивационной среды и развития стратегий привлечения и удержания талантов.


Ваш путь к вдохновляющей карьере начинается здесь и сейчас.

Примите вызов, станьте HR-лидером!

Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias
Error get alias