Блог

digital learning и другие эффективные подходы в корпоративном обучении

Современные концепции построения корпоративного университета

Поговорим про:

  • Классическое корпоративное обучение. Его пока никто не отменял ;-)
  • Модель Marketplace или «уберизацию» в повышении квалификации
  • Digital Learning: новые форматы и тренды
По данным опроса Ancor в 2022 году 75% компаний предоставляют персоналу возможность обучения, 15% организаций расширили программы развития сотрудников.

30% работников утверждают, что обучение помогло им в текущей ситуации: они повысили продуктивность и освоили новую профессию.

Рост продуктивности команды сейчас — один из фокусов внимания компании, и если процесс обучения приносит моментальные результаты, то и деньги на него найдутся.

Главное — использовать подходы, которые доказали свою результативность.

Классический подход к корпоративному обучению

Обучение в компании решает задачу профилирования и повышения квалификации сотрудников.

В классическую схему входят следующие этапы:

  • Выстроить модель компетенций, необходимую для выполнения конкретного участка работы.
  • Провести оценку сотрудников на соответствие профессиональным профилям и выявить узкие места.
  • Выяснить потребности бизнеса по функциям и навыкам.
  • Разработать программы, организовать процессы обучения, скорректировать модель при необходимости.
Это непрерывный процесс с обычно годовым циклом, завязанный на бюджетировании.

Чек-лист вопросов при подготовке к оценке персонала
Ключевой недостаток классического подхода к корпоративному обучению — его «косность»: слишком много времени проходит между появлением потребности и её закрытием.

В одной крупной компании бывало и такое: айтишники жаловались, что их отправляли на курсы, где выяснялось, что такого языка программирования или софта уже нет, его не используют.

А это значит, что к рабочим потребностям бизнеса стоит добавить и ещё одну — актуальность в обучении, не отменяя при этом классический подход.

Так как идти в ногу со временем, в котором знания устаревают быстрее, чем их получают?

Получите готовые решения для системного и комплексного обучения персонала на курсе «Директор корпоративного университета»

Модель Marketplace или «уберизация» в повышении квалификации

Идея платформенной модели, где можно быстро находить нужную информацию, появилась как дополнение к классике.

Суть её в следующем: сделать основой Корпоративного университета маркетплейс по принципу работы Uber, где вы сегодня учитесь сами, а завтра уже учите других.

В этом случае в компании должны развиваться нейронные сети профессиональных сообществ, вовлекающих людей и поощряющих их выступать в роли тренеров.

Чем живёт платформа Marketplace в обучении?

Это портал знаний, с доступом не только изнутри, но и извне — мы же помним о всё возрастающем тренде на удалёнку.

Костяк составляет библиотека материалов с каталогами программ, в том числе и тех, которые подготовили сами сотрудники.
Чек-лист вопросов при подготовке к оценке персонала
Корпоративный университет делится на кафедры, соответствующие ключевым бизнес-функциям: производство, юридическое обеспечение, маркетинг и т. д.

Возглавляют их руководители, отвечающие за обучение в рамках своего направления. В их зону ответственности также входят:

  • развитие профессиональных сообществ внутри рабочей функции
  • вовлечение внешних и внутренних экспертов в жизнь кафедры
  • обеспечение постоянного пополнения базы знаний

То есть здесь всегда должен быть движ, который привлекает не только актуальными знаниями, но и возможностью общения и обмена опытом.
Уберизируйте это!

Компания Uber успешно доказала миру, что классические службы такси — это атавизм. Название компании в русском языке очень созвучно слову «убери».

В модели Marketplace мы убираем лишних посредников и учим себя сами. Так сотрудники лучше узнают друг друга, получают практический опыт, больше вовлекаются и общаются.

Модель работы профессионального сообщества

Команда
Базовые условия
1. Лидер сообщества — идейный
вдохновитель, отвечает за планы развития и продвижение.

2. Лидерская команда или модераторы реализуют план запуска и поддержки сообщества.

3. Спонсор — ключевой заказчик сообщества, готовый поддержать его административно и ресурсами.

4. Эксперты — ключевые участники, готовые делиться опытом по своему направлению и развивать его, основной ресурс сообщества
1. Наличие лидерской команды сообщества.

2. Лидер и команда разделяют общие ценности и вовлечены.

3. Есть стратегическая Цель и тактика.

4. Созданы условия для формирования
атмосферы доверия и сотрудничества.

5. Есть план работы, включающий регулярные активности и коммуникации.

6. Организована поддержка работы сообщества.
Если какое-то из этих условий не выполняется — у вас ничего не выйдет.

Самое главное, — чтобы вся эта структура жила, а не создавалась для галочки. И немаловажное значение здесь имеет создаваемый контент.

Что такое Digital Learning сегодня

Современное обучение неотделимо от технологий и всё больше переходит в онлайн-формат.
ОТКАТА НАЗАД НЕ БУДЕТ : очное обучение теряет актуальность, а digital learning — уже неотъемлемая часть современного корпоративного обучения.

• Бизнес оценил, что при существенном сокращении бюджетов можно сохранить объёмы и качество обучения.
• Кризис подстегнул развитие сервисов онлайн-обучения.
• Доступ к экспертам стал проще и дешевле.
• Стало сложнее бороться за внимание обучающихся. Сотрудники стали требовательнее к пользовательскому и образовательному опыту. Нужны новые подходы к подаче и сопровождению программ.
И вот тут пока царит путаница в терминологии: например, если мы находимся в аудитории, это можно назвать онлайн-обучением? Вроде как нельзя. А если при этом ведём трансляцию — то можно?

Для понимания разберёмся в 2 форматах обучения: синхронном и асинхронном.

Синхронное и асинхронное обучение

Если вы присутствуете на живом вебинаре — вы обучаетесь синхронно, а если смотрите запись как часть какого-то курса — асинхронно.
Чек-лист вопросов при подготовке к оценке персонала
В корпоративном обучении часто используются именно записи, поэтому мы остановимся на асинхронном формате.

Тут есть различные варианты подачи информации и их сборки:

Варианты подачи контента
Варианты сборки
Текст
Картинка
Таблица, схема
Инфографика
Динамическая инфографика
Видео: запись лектора, актёра
Скринкаст
Скрайбинг и "объясняшки"
Анимация
Видео с элементами анимации
Дипфейк-видео
3D-модели и анимация
• Презентация или слайдовый курс
• «Лонгрид» на базе текстов, картинок, анимации, видео
• Простая сборка курса в LMS из видео с тестами
• Симулятор работы с программным продуктом
• Слайдовый курс с вовлекающим сценарием и интерактивными элементами: видео, тренажёр, симулятор и т. д.
Здесь стоит подумать, в какие именно форматы вкладываться, и постоянно тестировать. Хотя всё вроде бы очевидно — чем круче «оболочка», тем она привлекательнее.

Уже несколько лет бытует мнение, что текст умер, да здравствует видео, и лучше букв заходят короткие ролики или анимация.

По нашему опыту, многие прокручивают видео, и если под уроком нет конспекта — информация не усваивается, с какими бы спецэффектами не подавал материал спикер.

Плюс многие хотят быстрее добраться до сути: вот вы смотрите видео с рецептом, вас интересует, какую температуру нужно установить в духовке, но не понятно, на какой минуте есть эта информация. Остаётся одно — тестировать и ориентироваться на свои возможности.

Бывает так, что обычная презентация выигрывает у навороченного симулятора. Король контента для корпоративного обучения — не упаковка, а само содержание.

Нестандартные форматы и сборки обучающих программ

Технологии дают возможность реализовать интересные варианты подачи материалов и проверки знаний.

Например:
Мобильные приложения

Использование в обучении привычных гаджетов упрощает понимание ;-) Курсы адаптируются под мобильную среду, и доступ к ним сотрудники получают без авторизации на корпоративных порталах.
Решения на базе event-приложений

Изначально они создавались для поддержки конференций, но оказались и очень удобными для сборки смешанных программ, групповой работы и общения в чате. Пример — talentrocks.
Мессенджеры и чат-боты

Тут можно реализовать самые разные игровые механики — от простой публикации материалов и тестирования, до прохождения интерактивных курсов с начислением баллов.
И — неожиданно! — очные тренинги

Вернее, их имитация в диджитал.

Воссоздание личных встреч в онлайне — настоящий тренд. На них используются привычные оффлайн-форматы:

► Мини-группы
► Ролевые игры
► Упражнения, разбор кейсов
► Мозговые штурмы
► Виртуальный «флип-чарт»
► Опросы и тесты
Вот так сейчас выглядит востребованное корпоративное обучение.
И если вы хотите сделать карьеру в сфере корпоративного обучения — повысьте квалификацию на курсе «Директор корпоративного университета»


***
В статье использованы материалы курса «Директор корпоративного университета».
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias