Блог

Как сделать карьеру
в оргдизайне

С чего начать: навыки и перспективы
Светлана Сидоркина
Светлана Сидоркина
директор по организационному развитию и цифровизации процессов управления персоналом T2, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Эксперт или директор по организационному дизайну — очень перспективная профессия в нынешней экономической ситуации. Компании масштабируются, создают новые продукты, занимают освободившиеся ниши. Им необходима экспертиза по построению и трансформации организации.
Например, Amazon активно использует организационный дизайн, чтобы оставаться гибкой и быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям рынка. Они используют подход «двух пицц», формируя небольшие команды, которые могут работать автономно, чтобы повысить эффективность и инновации.

Google использует оргдизайн для поддержки своей инновационной культуры. Они активно применяют децентрализованные структуры. Это помогает командам действовать независимо, фокусироваться на разработке новых продуктов и технологий.

Как стать таким востребованным специалистом? Давайте разберёмся, что нужно на этом пути в этой статье.

С чего начать: знания для директора по оргдизайну

Организационный дизайн как дисциплина существует на стыке гуманитарных и точных наук. Поэтому у большинства специалистов в этой области есть как минимум два образования:
1
естественно-научное (математика, кибернетика и т. п.);
2
экономическое или бизнес-образование.
Кроме того, может показаться неочевидным, но успешные эксперты в этой области имеют и психологическое образование — базовое (как в моём случае, например) или второе.

Тут можно много говорить о том, что оргдизайн — в первую очередь про процессы, а не про людей. Однако, если погрузиться в эту науку глубже, мы увидим, что организационный дизайн — больше о том, как спроектировать правильные рабочие места и (не менее важно!) расставить на них правильных людей.

А главное — организовать взаимодействие между ними таким образом, чтобы выполнялись задачи компании и достигались её стратегические цели.
Поэтому для построения успешной карьеры в области организационного дизайна важно понимать, что предмет этой науки — синхронизация взаимодействий между людьми в организации для достижения целей организации. И тут психологические знания будут очень кстати.
оргдизайн
Как итог, мы видим, что важно уметь видеть и анализировать организацию как систему взаимодействующих друг с другом элементов и понимать, как воздействие на один или несколько элементов скажется на всей системе в целом.

Например, если мы изменим должностную иерархию в одном из подразделений, повысив грейды отдельных должностей, мы должны быть готовы к тому, что сотрудники других подразделений будут ожидать и требовать того же.

Таким образом, казалось бы, небольшое изменение может породить либо необходимость пересматривать грейды многих должностей, что вызовет «инфляцию грейдов», т. е. их необоснованное увеличение, либо вызвать демотивацию и снижение продуктивности сотрудников.
Получите рекомендации от ТОПов рынка
на наших открытых уроках. Регистрируйтесь бесплатно →

Компетенции, необходимые директору по организационному дизайну

  • 1
    Понимание бизнеса.
    Организационный дизайн — это область деятельности, где, как правило, есть множество вариантов решения одной и той же задачи, и мастерство специалиста в этой области заключается в том, чтобы в большинстве случаев выбирать решения, повышающие эффективность деятельности организации.

    А это возможно только если вы понимаете, кто клиент вашей организации, благодаря чему компании удаётся удовлетворять его потребности, в конечном итоге — как организация зарабатывает деньги? Качественный организационный дизайн всегда работает на бизнес, делая его более эффективным и клиентоориентированным.
  • 2
    Готовность и способность работать под давлением.
    Организационные трансформации — это истории, связанные с большим или меньшим сопротивлением как руководителей, так и сотрудников.

    Директор по организационному дизайну отвечает за распределение ценного человеческого ресурса, которого всегда не хватает в компании и за который руководители подразделений готовы бороться. Управление численностью персонала подразделений требует умения аргументированно и настойчиво отстаивать свою позицию в зачастую очень сложных обстоятельствах.
  • 3
    Дипломатичность и умение договариваться.
    Проектирование организации — процесс, затрагивающий многих интересантов — от собственников компании до самого младшего сотрудника.

    Умение согласовывать интересы разных стейкхолдеров, находить взаимоприемлемые решения, убеждать и сохранять добрые рабочие отношения с ними — важное умение, благодаря которому вы сможете успешно решать стоящие перед вами задачи.
  • 4
    Здравый смысл.
    Бывают ситуации, когда нужно действовать не так, как показывают расчёты. И здесь нам помогает здравый смысл. Например, если расчёт по нормативам показывает, что численность персонала в организации должна резко вырасти, — это далеко не всегда означает, что нужно бежать в отдел подбора персонала. Возможно, нужно пересмотреть нормативы.
Хотите усилить свою экспертизу? Регистрируйтесь на наши бесплатные открытые уроки →

По каким критериям оценивают успешность директора по организационному дизайну

Оценка успешности основывается на нескольких ключевых критериях, которые отражают его способность создавать эффективные структуры, поддерживающие стратегические цели компании и способствующие её устойчивому росту.
оргдизайн

С чего начинать развитие в оргдизайне

Часто карьера в организационном дизайне начинается с консалтинга. Работа в консалтинге позволяет за относительно короткое время увидеть устройство многих организаций в разных отраслях.

Недостатком работы в консалтинге является то, что, как правило, консультант имеет ограниченное влияние на внедрение предложенных им решений и не имеет возможности наблюдать отдалённые последствия своих решений.

Поэтому важно иметь опыт работы и in-house, в бизнесе.

Начинать в оргдизайне можно с описания бизнес-процессов, отрисовки организационных структур, нормирования труда. Эта деятельность позволяет глубже изучить бизнес-процессы и устройство организации.
Предлагая решения, оптимизирующие, упрощающие работу организации, специалист нарабатывает свою репутацию эксперта.
Наведение порядка в компании начинается с выбора правильной оргструктуры. Узнайте, как создать свою, защитить перед владельцами бизнеса и внедрить изменения на курсе «Директор по организационному развитию»
Усиливая компетенции, о которых мы говорили выше, получая знания, обучаясь у более опытных коллег, наставников, вы можете поэтапно осваивать эту интереснейшую область профессиональной деятельности, которая обязательно позволит вам реализоваться и достичь успеха.

Удачи!
Дочитали статью до конца?
Оцените полезность рекомендаций
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.