Блог

Как сделать карьеру
в оргдизайне

С чего начать: навыки и перспективы
Наталия Ковалёва, it-рекрутер
Светлана Сидоркина
к.э.н., директор по организационному развитию и цифровизации процессов управления персоналом Tele2, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Эксперт или директор по организационному дизайну — очень перспективная профессия в нынешней экономической ситуации. Компании масштабируются, создают новые продукты, занимают освободившиеся ниши. Им необходима экспертиза по построению и трансформации организации.
Как стать таким востребованным специалистом? Давайте разберёмся, что нужно на этом пути.

Знания и навыки, необходимые директору по оргдизайну

Организационный дизайн как дисциплина существует на стыке гуманитарных и точных наук. Поэтому у большинства специалистов в этой области есть как минимум два образования:
1
естественно-научное (математика, кибернетика и т. п.);
2
экономическое или бизнес-образование.
Кроме того, может показаться неочевидным, но успешные эксперты в этой области имеют и психологическое образование — базовое (как в моём случае, например) или второе.

Тут можно много говорить о том, что оргдизайн — в первую очередь про процессы, а не про людей. Однако, если погрузиться в эту науку глубже, мы увидим, что организационный дизайн — больше о том, как спроектировать правильные рабочие места и (не менее важно!) расставить на них правильных людей.

А главное — организовать взаимодействие между ними таким образом, чтобы выполнялись задачи компании и достигались её стратегические цели.
Поэтому для построения успешной карьеры в области организационного дизайна важно понимать, что предмет этой науки — синхронизация взаимодействий между людьми в организации для достижения целей организации. И тут психологические знания будут очень кстати.

Какие знания необходимы для успешной карьеры директору по организационному дизайну

1
Экономика труда.
Мы должны уметь измерять эффективность труда и управлять ей.

Что такое производительность труда и зачем она нужна организации?
Как правильно определить ключевые показатели эффективности?
Как рассчитать необходимую организации численность персонала?

Вообще, считать в этой области придётся постоянно.
2
Организационная, индустриальная, инженерная психология и физиология труда.
Мы должны понимать, что такое эргономика рабочего места.

Как корпоративная культура влияет на эффективность процессов в организации?
Как характер собственника компании влияет на её корпоративную культуру?
Как структура организации может способствовать или препятствовать развитию сотрудников в ней.

Существуют даже психоаналитические подходы к анализу функционирования компаний.
3
Кибернетика.
Наука об управлении и передаче информации. Важно уметь видеть и анализировать организацию как систему взаимодействующих друг с другом элементов и понимать, как воздействие на один или несколько элементов скажется на всей системе в целом.

Например, если мы изменим должностную иерархию в одном из подразделений, повысив грейды отдельных должностей, мы должны быть готовы к тому, что сотрудники других подразделений будут ожидать и требовать того же.

Таким образом, казалось бы, небольшое изменение может породить либо необходимость пересматривать грейды многих должностей, что вызовет «инфляцию грейдов», т. е. их необоснованное увеличение, либо вызвать демотивацию и снижение продуктивности сотрудников.
организационный дизайн

Компетенции, необходимые директору по организационному дизайну

  • 1
    Понимание бизнеса.
    Организационный дизайн — это область деятельности, где, как правило, есть множество вариантов решения одной и той же задачи, и мастерство специалиста в этой области заключается в том, чтобы в большинстве случаев выбирать решения, повышающие эффективность деятельности организации.

    А это возможно только если вы понимаете, кто клиент вашей организации, благодаря чему компании удаётся удовлетворять его потребности, в конечном итоге — как организация зарабатывает деньги? Качественный организационный дизайн всегда работает на бизнес, делая его более эффективным и клиентоориентированным.
  • 2
    Готовность и способность работать под давлением.
    Организационные трансформации — это истории, связанные с большим или меньшим сопротивлением как руководителей, так и сотрудников.

    Директор по организационному дизайну отвечает за распределение ценного человеческого ресурса, которого всегда не хватает в компании и за который руководители подразделений готовы бороться. Управление численностью персонала подразделений требует умения аргументированно и настойчиво отстаивать свою позицию в зачастую очень сложных обстоятельствах.
  • 3
    Дипломатичность и умение договариваться.
    Проектирование организации — процесс, затрагивающий многих интересантов — от собственников компании до самого младшего сотрудника.

    Умение согласовывать интересы разных стейкхолдеров, находить взаимоприемлемые решения, убеждать и сохранять добрые рабочие отношения с ними — важное умение, благодаря которому вы сможете успешно решать стоящие перед вами задачи.
  • 4
    Здравый смысл.
    Бывают ситуации, когда нужно действовать не так, как показывают расчёты. И здесь нам помогает здравый смысл. Например, если расчёт по нормативам показывает, что численность персонала в организации должна резко вырасти, — это далеко не всегда означает, что нужно бежать в отдел подбора персонала. Возможно, нужно пересмотреть нормативы.
оргдизайн

По каким критериям оценивают успешность директора по организационному дизайну

  • Бизнес организации развивается в соответствии с её стратегическими целями и задачами.
  • Выполняются показатели бизнес-плана.
  • Производительность труда организации растёт.
  • Затраты на персонал организации растут медленнее выручки.
  • Руководители в организации понимают, по каким правилам распределяется в компании человеческий ресурс.
В конечном итоге, важна ваша репутация в организации как эксперта, находящего полезные для неё решения, личностная и управленческая зрелость.

Здесь может помочь менторинг, наставничество со стороны состоявшихся управленцев, общение в экспертных сообществах, участие в профессиональных конференциях и другие способы расширения своего кругозора и выхода за рамки знакомых обстоятельств.
Получите компетенции уровня директора по оргдизайну — посмотрите программу старта в профессии →

С чего начинать развитие в оргдизайне

Часто карьера в организационном дизайне начинается с консалтинга. Работа в консалтинге позволяет за относительно короткое время увидеть устройство многих организаций в разных отраслях.

Недостатком работы в консалтинге является то, что, как правило, консультант имеет ограниченное влияние на внедрение предложенных им решений и не имеет возможности наблюдать отдалённые последствия своих решений.

Поэтому важно иметь опыт работы и in-house, в бизнесе.

Начинать в оргдизайне можно с описания бизнес-процессов, отрисовки организационных структур, нормирования труда. Эта деятельность позволяет глубже изучить бизнес-процессы и устройство организации.
Предлагая решения, оптимизирующие, упрощающие работу организации, специалист нарабатывает свою репутацию эксперта.
Усиливая компетенции, о которых мы говорили выше, получая знания, обучаясь у более опытных коллег, наставников, вы можете поэтапно осваивать эту интереснейшую область профессиональной деятельности, которая обязательно позволит вам реализоваться и достичь успеха.

Удачи!
Дочитали статью до конца?
Оцените полезность рекомендаций
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias