Блог

Что рассказать о себе на собеседовании

Эксперт платформы карьерных консультаций Skilldrive
Основатель платформы карьерных консультаций Skilldrive.
Собеседование – процесс субъективный, иногда непредсказуемый, но тем не менее вполне системный, и к нему можно и нужно готовиться. Многие соискатели делают ставку на свою экспертность и многолетний опыт, который «говорит сам за себя». Но зачастую этого недостаточно.
Успешная самопрезентация на собеседовании — это умение ярко и системно рассказать о своем опыте, ключевых компетенциях и навыках, о том, какие задачи вы умеете решать и как это может быть полезно компании, а также внятно говорить о своей мотивации и карьерной стратегии. Качественная подготовка увеличивает ваши шансы на оффер в разы.

Многие привлекают для подготовки к собеседованию карьерных консультантов: по статистике платформы Skilldrive, до трети обращений содержат именно этот запрос. Консультанты зачастую — опытные HR, и поэтому они знают, как собеседования устроены изнутри. Но до разбора уникальных деталей каждого конкретного клиента, возникают общие ошибки, с которыми мы часто сталкиваемся. Поэтому мы собрали 7 ключевых этапов на основе личного опыта.
Получите рекомендации от ТОПов рынка
на наших открытых уроках. Регистрируйтесь бесплатно →

Как правильно рассказать о себе на собеседовании: 7 ключевых этапов

Мы поделимся советами о том, что нужно сделать перед интервью с работодателем, и как подготовить речь для собеседования.

1. Соберите информацию о компании

В открытых источниках можно всегда найти информацию:

  • Как давно компания на рынке? Были ли недавно серьезные структурные изменения в организации?

  • Ознакомьтесь с ее конкурентами, особенно, если отрасль вам малознакома.

  • Посмотрите, как в компании принимаются решения? Как устроена структура менеджмента? (особенно, если вы претендуете на высокую позицию в прямом подчинении у топ-команды). Прочитайте биографию на сайте. Это даст общее понимание калибра людей.

  • Попробуйте найти имена людей, которые будут проводить собеседование. Большинство HR менеджеров зарегистрированы в соцсетях.
«Познакомьтесь» с ними заранее, чтобы на первой встрече у вас был эффект знакомого человека.

2. Изучите вакансию

Внимательно прочитайте описание функционала. Сразу сформулируйте, какие ваши компетенции и навыки наиболее релевантны требованиям. Именно о них в первую очередь и надо говорить на собеседовании. Не пытайтесь «вывалить» на интервьюера весь ваш богатый опыт. Сфокусируйтесь на главных результатах и достижениях за последние 1-3 года.

  • Заранее вспомните цифры, факты, конкретные примеры.

  • Если вы будете мычать, пытаясь вспомнить, на сколько процентов вы сократили текучку или увеличили продажи, вам вряд ли поверят.

  • Составьте список всех ключевых показателей заранее. Будьте готовы всегда привести пример.

  • Если в требованиях вакансии указано: «умение вести несколько проектов одновременно», вспомните ваш опыт именно в этом контексте. Какая была задача? Как вы справились? Благодаря каким своим навыкам?

3. Подготовьте рассказ о себе

Вопрос «Расскажите о себе» задают в 99% случаев. Основная цель — посмотреть, как вы структурируете информацию, насколько емко и понятно можете презентовать свой опыт.

Ошибка — начинать рассказ о том, как вы окончили вуз 20 лет назад и как строилась ваша карьера на протяжении всего времени. Биографическая справка никому не нужна.

Хороший ответ на этот вопрос предполагает 4−5 емких предложения о текущей экспертизе, ключевых компетенциях, значимых цифрах, достижениях и мотивации.
Хотите усилить свою экспертизу? Регистрируйтесь на наши бесплатные открытые уроки →

4. Сформулируйте свою мотивацию

На собеседовании важно продемонстрировать не только свои профессиональные компетенции, но и желание работать именно в этой компании.

Неумение четко донести свою мотивацию часто является причиной отказа. Люди не видят у вас пресловутый «блеск в глазах».

Отвечать на вопрос «почему вы хотите у нас работать?» в духе «вы крупная и стабильная компания» только раздражает собеседников.

Заранее сформулируйте ответы на вопросы:

  • Чем мне интересна эта вакансия с точки зрения использования моих компетенций и дальнейшего карьерного развития.

  • Почему именно эта отрасль: в чем я вижу преимущества и потенциал?

  • Какие у меня дальнейшие карьерные планы? Как работа в этой компании может быть частью этого плана?

Если вам не хватает информации, задавайте вопросы по ходу собеседования. Помните, что собеседование — это диалог на равных. Вас тоже должны заинтересовать и «продать» вам эту вакансию.

5. Подготовьте кейсы и примеры

Есть набор вопросов, которые вам в той или иной форме точно зададут на собеседовании. Если вы подготовите на них грамотные ответы — это 90% успеха.

Перечислим самые популярные:

  • Расскажите о себе

  • Почему вы хотите сменить работу?

  • Что вы сейчас ищете?

  • Как вы видите свою карьеру в перспективе 1−3 года?

  • Почему вам интересна наша вакансия? Почему вы думаете, что подходите на эту позицию?

  • Как строится ваш типичный рабочий день?

  • Ваши ключевые достижения и результаты за последний год?

  • Ваша самая большая неудача за последнее время?

  • Ваши самые сильные / слабые стороны?

Основная ошибка соискателей — рассказывать о своем опыте слишком описательно и без конкретики.
Помните, что любые компетенции (soft skills), которые вы указываете в резюме, могут быть проверены интервьюером через вопрос: «Приведите пример, когда вы демонстрировали лидерство / стрессоустойчивость / командный подход / стратегическое видение».
Поэтому у вас должны быть заготовки в виде примеров и кейсов по всем компетенциям, которые вы указываете в резюме.

6. Помните о том, что «встречают по одежке»

Несколько простых правил:

  • Заранее обдумайте внешний вид, чтобы не опаздывать на встречу из-за отсутствия в гардеробе рубашки нужного цвета.

  • Придерживайтесь делового стиля (костюмы, жакеты). Беспроигрышный комплект для дам: брюки/юбка + пиджак + блуза (или футболка, если дресс-код компании не слишком официальный).

  • Аккуратный внешний вид и гигиена. Без излишеств в виде глубокого декольте, слишком яркого макияжа

  • Одежда не должна причинять неудобство. Если вам жмет галстук, не надевайте его вообще. Он может «мешать» на собеседовании, это будет так или иначе вас отвлекать.

7. Подготовьте вопросы работодателю

В завершение беседы важно подтвердить свой интерес к вакансии и задать уточняющие вопросы.

Отсутствие вопросов или вопросы не по существу всегда удивляют, а иногда и обижают представителей компании. Не надо спрашивать о наличии парковки на первом собеседовании. Уточните, например, про KPI должности, про годовые планы департамента или компании в целом.

Пример рассказа о себе

Предлагаем пример рассказа о себе на собеседовании на позицию редактора в юридическое бюро.
«Мой опыт в редактуре — 3 года, а в целом над созданием текстов я работаю уже 7 лет. Начинала, как SEO-копирайтер в агентстве интернет-маркетинга, через год ушла на фриланс: делала интервью, лайфстайл-статьи, тексты на Яндекс. Дзен, вела соцсети и готовила email-рассылки. Я попробовала разные ниши и форматы, в итоге сосредоточившись на экспертных статьях для блогов и бренд-медиа. Из интересного: работа автором в Skillbox Media и консалтинговом бизнесе из Дубая, а редактором — в компании-разработчике CRM.

Кроме того, два года я работала редактором ежедневного выпуска новостей для крупного железнодорожного холдинга. Начинала, как переводчик-копирайтер, затем собрала команду и выстроила рабочие процессы. Благодаря в том числе моим усилиям, проект развился и теперь уже охватывает несколько новостных направлений.

Мне нравится менеджерить проекты, это моя сильная сторона: следить за сроками, быстро давать фидбек авторам, искать новых людей в команду и разруливать любые форс-мажоры. Еще очень люблю верстать тексты — два года публиковала статьи на WordPress, на базовом уровне владею HTML & CSS. Проходила курсы по веб-дизайну для начинающих. Поэтому я считаю, что подхожу для позиции редактора-менеджера и смогу наладить регулярный выпуск статей, параллельно развивая ваши площадки и дистрибуцию контента».

Как презентовать себя

Вы разузнали все о компании, вакансии и коллективе, подготовили рассказ о себе. Теперь нужно подумать о том, как себя презентовать на собеседовании. Предлагаем краткий список советов.

  1. Прочитайте текст несколько раз вслух. Легко ли его читать, достаточно ли в нем пауз, чтобы вы могли перевести дыхание? Отработайте дикцию, читая медленно и с выражением.

  2. Попробуйте записать свою речь на аудио через диктофон или мессенджер. Прослушайте и скорректируйте, если что-то вам не нравится.

  3. Презентация себя не должна быть длинной: хватит трех-пяти минут монолога, затем интервьюер начнет задавать вопросы.

  4. Не нужно заучивать текст, иначе он будет звучать неестественно: наоборот, больше импровизируйте, но придерживайтесь одной структуры. Перескажите текст другому человеку — другу, члену семьи или воображаемому собеседнику. Снова запишите на аудио и исправьте недочеты, если слышите их.

  5. Во время интервью держитесь прямо и уверенно, открыто и доброжелательно. Чтобы самопрезентация на собеседовании прошла успешно, следуйте всем советам выше, учитывайте жесты (открытая поза), мимику, темп и громкость речи, а также позаботьтесь о свежести дыхания. Можно потренироваться перед зеркалом.

Заключение

Отточив рассказ о себе, вооружившись знаниями о компании и ее корпоративной культуре, вы будете чувствовать себя максимально уверенно, — а значит шансы пройти собеседование повышаются. Конечно, каждый случай индивидуален: многое зависит от позиции, на которую собеседуют, вашего предыдущего опыта, сферы деятельности компании… Но базовые этапы универсальны, поэтому нужно заранее подготовиться. А если всё-таки останутся вопросы и детали, всегда можно обратиться к эксперту, который не оставит с трудностями наедине.
Прокачивайте навыки в своей HR-сфере — приходите на открытые уроки с экспертами topcareer
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.