Блог

5 составляющих эффективной
well-being программы

Формируем конкурентный соцпакет

Разберём:

  • Как оценить эффективность соцпакета: 4 критерия
  • Как рассчитать коэффициент окупаемости инвестиций в персонал
  • Что такое программа Well-being и чем она отличается от Wellness
  • Как внедрить гибкие льготы. Чек-лист
Социальный пакет — то, на что обращают внимание при изучении вакансии кандидаты. По важности он стоит на втором месте после уровня оплаты. Набор гарантий, льгот и компенсаций формирует совокупный доход работника, влияет на приверженность сотрудников компании и становится одним из преимуществ работодателя.

В том или ином виде он есть в каждом бизнесе, но везде ли он работает эффективно?

Как оценить эффективность соцпакета

И если вы хотите, чтобы 2023-й стал для вас годом карьерного роста, определите, а в каком, собственно, направлении идти. И что может этому мешать.

Система компенсаций и льгот — не затраты, а инвестиции, на которые компания, естественно, хочет получить проценты.

4 показателя эффективности социального пакета
Но как оценить, например, выгодно ли бизнесу оплачивать питание команды и привозить её на работу? Намного ли лучше трудятся сытые сотрудники, избавленные от толкотни в общественном транспорте?

Здесь нам придётся проанализировать комплекс показателей.

Утилизация льгот

Как часто и в каком объёме сотрудники используют ту или иную льготу? Цифры покажут реальную картину: действительно ли вы подобрали востребованные льготы или сделали это для галочки.

Получите рекомендации от ТОПов рынка
на наших открытых уроках. Регистрируйтесь бесплатно →

Самый простой пример — ДМС. Бывает, что мы оплатили полис, а сотрудник им не пользуется, потому что для него это невыгодно или неудобно. Он не получает того сервиса, который ему нужен.

Или компенсация на питание. Хотят ли сотрудники есть в столовой, с которой вы заключили договор, или им лучше выдавать на обед «деньгами»?

Удовлетворённость сотрудников

Опросы, чем пользуются сотрудники и почему, что больше всего нравится, что удобно, нужно проводить раз в год. И по результатам корректировать, как минимум, коммуникацию о вашем социальном пакете.

Привлекательность для внешнего рынка

Программа компенсаций и льгот должна драйвить не только внутренних сотрудников оставаться, но и внешних — приходить в вашу компанию. И очень важно отмечать частоту упоминаний вашего социального пакета во внешних публикациях, опросах, обратной связи кандидатов.

Экономическая эффективность соцпакета

Ориентироваться будем на коэффициент окупаемости инвестиций в персонал (Human Capital Return On Investment, HCROI) — посчитаем, какой процент затрат у нас уходит на персонал.

Учитывать станем не только компенсации и льготы в рамках соцпакета, но и все выплаты, которые получает сотрудник.
Коэффициент окупаемости инвестиций в персонал
Здесь важно не просто получить показатель, но и проанализировать, насколько этот процент соотносится с рынком в рамках вашей индустрии. Проведите чек с коллегами или посмотрите обзоры Saratoga.
Хотите усилить свою экспертизу? Регистрируйтесь на наши бесплатные открытые уроки →

Показатели эффективности льгот

Смотрим

Как льготы соотносятся с вашими затратами на персонал и выручкой:

  • % льгот к выручке = расходы на льготы / выручка.

Как льготы относятся в целом к блоку расходов в рамках вашей организации:
  • % льгот от расходов = расходы на льготы / операционные расходы.

Какой процент льгот инвестируется от фонда оплаты труда:
  • % льгот от ФОТ = расходы на льготы / ФОТ.

Вы анализируете эти показатели и понимаете, нужно ли дальше инвестировать в соцпакет. Или это и так достаточно затратная статья. Может быть, стоит выплачивать премии, бонусы или вкладываться в долгосрочные программы?

Также важно следить за расходами на каждую категорию льгот:
  • расходы на категорию = расходы на льготы по категориям / расходы на льготы.
Следите за этими базовыми метриками в динамике. Только так бизнес действительно будет получать выгоду с каждой копейки, вложенной в сотрудников, и сможет создать эффективную программу Well-being, к чему, собственно, мы все и идём.
Во многих компаниях¸ особенно международных, Well-being — основа собственно социального пакета, база существования бизнеса. Такие программы активно популяризируются, распространяются, усиливаются.

А если их у вас ещё нет — самое время подумать о внедрении.

Что такое Well-being и чем отличается от Wellness

Well-being становится одним из ключевых направлений при работе с сотрудниками. Особенно с учётом того, что многие трудятся удалённо и чувствуют себя обделёнными привычной поддержкой и сопричастностью.

Если раньше компании заботились об их физическом состоянии, запуская программы оздоровления, то сейчас фокус внимания направлен на благополучие человека в целом.
Сколько сотрудников уехали из России

Программы Wellness направлены именно на проактивную заботу о себе и своём самочувствии, поддержание хорошего состояния здоровья.

Well-being — более широкое понятие, включающее в себя 5 элементов:

  1. Карьерный Well-being — наше благополучие в профессиональном смысле, развитие, движение вперёд, получение новых навыков.
  2. Социальный Well-being — каким образом мы взаимодействуем во внешней среде, как наш работодатель выполняет свои социальные обязательства.
  3. Финансовый Well-being — он говорит о нашей безопасности, о нашей стабильности, о том, каким образом я могу инвестировать в свою будущую жизнь.
  4. Физический Well-being — когда мы говорим о психическом и физическом здоровье, создании вокруг себя среды инвестиций в спорт, здоровый образ жизни, в правильное питание.
  5. Community (Общественный) Well-being — когда меня окружают люди, с которыми я хочу иметь что-то общее: единые цели, достижения, устремления.
Программы Well-being становятся всё актуальнее, и, если вы сделаете в них инвестиции, — точно не прогадаете.

Как внедрить программу Well-being

Ключевые этапы типичны для внедрения любой льготы в рамках социального пакета и вообще, в принципе, любого компонента системы Total Rewards
  • 1
    Исследование

    ✓ Лучшие практики
    ✓ Оценка практик конкурентов
    ✓ Оценка внутри компании

    Исследований нужно провести много. Оцениваем

    • какие есть практики на рынке,
    • чем пользуются конкуренты,
    • чего не хватает сотрудникам (анализируем степень их выгорания, кто их травмирует, от чего у них повышается уровень стресса).
  • 2
    Разработка концепции
    ✓ Концепция
    ✓ Брендинг
    ✓ Стратегия коммуникации
    ✓ ROI & KPI

    Как мы хотим структурировать наш Well-being? Если у вас нет какого-то глобального концепта, возьмите за основу 5 элементов благополучия.

    На этой базе выстраивают компенсационный и социальный пакеты, прорабатывают брендинг программы, стратегию коммуникации и смотрят, насколько инвестиции в эту программу дадут отдачу.
  • 3
    Реализация
    ✓ Запуск
    ✓ Регулярные активности
    ✓ Оценка эффективности
    ✓ Обратная связь от сотрудников и изменения.

    Запуск — это только самое начало. Нам нужно очень чётко продумать коммуникационную компанию, запускать регулярные активности, которые будут напоминать людям о том, что заботиться о себе — очень важно. И конечно же, регулярно оценивать эффективность программы.

Как оценить эффективность программы Well-being

Зайдём сразу с двух сторон — разделим нужные нам показатели на 2 блока: возврат инвестиций и добавленная ценность.
  • Рентабельность инвестиций (ROI – Return On Investment)

    • Снижение средств, израсходованных на больничные листы
    • Снижение затрат на оплату сверхурочных
    • Снижение затрат на подбор
    • Рост выработки на одного рабочего в день
    • Снижение стоимости непроизведённой продукции
    • Снижение текучести кадров
    • Снижение стоимости медицинских услуг
    • Снижение доли брака в произведённой продукции
    • Повышение производительности труда
    • Повышение скорости закрытия вакансии
Если мы говорим о возврате на инвестиции, программу Well-being очень легко оцифровать — сколько времени сотрудник работает вместо того, чтобы сидеть в поликлиниках, видно сразу.

Действие превентивных мер отражается в снижении:
☑ количества больничных,
☑ стоимости непроизведённой продукции
☑ расходов на медицинские услуги
☑ абсентеизма и презентеизма
☑ текучки
☑ затрат на подбор персонала

И всё это влияет в конечном итоге на стоимость вашей организации и её бренд.
  • Добавленная ценность (VOI – Value On Investment)
    • Повышение вовлечённости
    • Повышение числа положительных упоминаний в СМИ
    • Повышение лояльности
    • Повышение ценности EVP
И после внедрения программы Well-being эти показатели будут расти всё быстрее.

Удачи!

Научитесь строить грейды и прокачайте свои C&B компетенции на курсе «PROгрейды»

***
Статья подготовлена по материалам курса TOTAL REWARDS.

Оцените полезность наших рекомендаций
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias
Error get alias