Блог

Как внедрить HR-аналитику
за 5 шагов

Система метрик: постройте крепкий базис для принятия управленческих решений

Евгений Кириёк
HR-аналитика — это системная работа, которую невозможно выстроить за один день. Это последовательная и методичная деятельность по выстраиванию диалога с бизнесом, выявлению проблем, сбору данных, их хранению, анализу и интерпретации.

Однако это не означает, что данные «сакральные» знания не доступны каждому HR-специалисту. Важно правильно составить план работы, определить первые шаги и последовательно их выполнять.

А какие именно должны быть шаги, мы рассмотрим в этой статье.
Оцените свой уровень знания HR-аналитики — пройдите тест бесплатно

Шаг первый: постановка целей, или Зачем вам HR-аналитика

Прежде чем бросаться в омут с головой и заниматься сбором данных, их анализом и подготовкой красивых дашбордов и отчётов, остановитесь на секунду и спросите себя: «А зачем нам в компании HR-аналитика?»

Как ни странно, многие не задумываются о целях своей работы и начинают собирать данные просто ради самого процесса. Такой подход закономерно ведёт к разочарованию в аналитике и отказу от неё.
Без чётко сформулированной цели вы не сможете оценить результат своей работы, а это значит — не получите положительную подкрепляющую мотивацию от выполненной работы и видимый результат для самого себя, менеджмента и коллег.
Поэтому, прежде чем начинать что-то собирать или анализировать, стоит сформулировать цели. Они должны быть максимально конкретны, прозрачны и с понятным влиянием на бизнес-результат.

Шаг второй: уточнение запроса, или Всё ли верно мы поняли

Кажется, что теперь мы сформулировали конкретную цель и можно отправляться собирать данные, но не стоит спешить. Даже если задача сформулирована корректно, мы всё ещё можем не знать многих её нюансов.

Довольно часто реальная «боль» бизнеса может отличаться от сформулированного запроса. Понять реальную потребность — это задача для следующего этапа (уточнение запроса).

Мы уточняем все нюансы запроса, его причины, заказчика, удобный формат и прочее. Чем точнее мы будем понимать, для кого мы делаем эту работу и почему, тем точнее мы попадём в ожидания заказчика. Обычно такое обсуждение делают в формате небольшого интервью на 20−30 минут, где заказчик отвечает на наши вопросы и даёт дополнительную информацию.
Запрос:
Определим HiPo сотрудников компании для формирования кадрового резерва на руководящие должности.
Вопросы для интервью:
  • Кто такие HiPo?
  • Критерии их отбора?
  • Требования к замещаемым должностям?
  • Размер кадрового резерва?
  • Кто будет пользователем отчёта?
  • Удобный формат отчёта?
  • Срок подготовки отчёта?
  • Есть ли другая важная информация, о которой нам следует знать при работе?

Шаг третий: Подбор необходимых данных и метрик

Теперь мы чётко понимаем нашу задачу и ожидания заказчика, а значит, мы можем переходить к подбору данных и метрик, которые нам позволят решить запрос бизнеса. Дальше наша работа может выстраиваться по следующему алгоритму:
  • 1
    Определение данных, которые будут нужны для проведения анализа и метрик.
    Существует огромное количество метрик для любых функций: подбор и адаптация, компенсации и льготы, обучение и развитие, орг-штат метрики, управление эффективностью и прочее. В интернете вы можете найти огромное количество готовых списков метрик на все случаи жизни, так что мы не будем подробно на этом останавливаться. Важно определить, с помощью каких метрик можно проанализировать ситуацию с вашим запросом.
  • 2
    Определение информационных систем, где могут находиться наши данные.
    Это могут быть ERP системы (1С, Oracle, SAP и пр.), системы управления кандидатами (E-staff, potok. io, talantix и пр.), бухгалтерские и кадровые системы и т. д. Если вы не знаете, какие системы есть в компании и какие данные они собирают, то стоит обратиться в ИТ, они точно смогут вам помочь. Хуже, если нужных вам данных в компании действительно нет. Тогда, скорее всего, придётся проводить исследования для сбора необходимых вам данных.
  • 3
    Выгрузка данных в нужном нам формате.
    Если вы определили нужные данные для работы и системы, где они находятся, вам остаётся только выгрузить их в нужном вам для работы формате. Если у вас есть ИТ-функция, лучше всего обратиться с этой задачей к ним.
  • 4
    Анализ данных.
    Только на этом этапе происходит работа с данными, расчёт метрик и подготовка предварительных выводов. Почему предварительных? Потому что… Переходим к шагу 4.
Оцените свой уровень знания HR-аналитики — пройдите тест бесплатно

Шаг четвёртый: обсуждение результатов и формирование гипотез

Мы должны обсудить с бизнесом первичные результаты для формирования гипотез или подготовки выводов. Лучше всего делать это с непосредственным заказчиком или в рамках рабочей группы, которая будет состоять из представителей бизнеса и вовлечённых функций.

Например, если мы хотим определить причины роста текучести персонала по итогам года, то стоит включить в такую группу руководителей бизнес-подразделений, HR-менеджера или HRBP-подразделения.

После обсуждения первичных результатов есть два варианта развития событий.
  • 1
    Первый
    Мы финализируем результаты нашей работы и готовим отчёт или дашборд для заказчика. Это вариант подходит, если нам необходимо было собрать какую-то информацию или сделать вывод. Например, для запроса по определению HiPo сотрудников компании для формирования кадрового резерва на руководящие должности. В таком отчёте будет содержаться список требуемых сотрудников и обоснование их выбора.
  • 2
    Второй
    Вариант, когда HR-аналитику необходимо установить причины каких-то событий или явлений. Например, как в запросе о поиске предпосылок роста текучести персонала. В этом случае необходимо сформулировать гипотезы — предположения относительно причин той или иной ситуации. В случае роста текучести такими предпосылками могут быть изменения условий труда, изменение в составе руководства, изменение системы оплаты труда и прочее. Что именно стало причиной, вам подскажут те данные, которые вы собрали и проанализировали.
На основе обсуждения в рабочих группах и формируется гипотеза или гипотезы, которые необходимо проверить. Например, верно ли, что основной причиной роста текучести является изменение системы оплаты труда в компании. При необходимости после формирования гипотез проводятся дополнительные исследования и анализ.
Оцените свой уровень знания HR-аналитики — пройдите тест бесплатно

Шаг пятый: внедрение результатов и систематизация дальнейшей работы

Не такой очевидный шаг, каким он может показаться на первый взгляд. Часто про внедрение результатов работы и принятие управленческих решений на их основе просто забывают или откладывают в долгий ящик. Такие решения достаточно сильно подрывают доверие менеджмента и вовлечённых в работу сотрудников к HR-аналитике в целом.

И, наконец, финальным шагом здесь будет систематизация работы. Для того чтобы каждый раз не начинать процесс заново после успешного завершения задачи, необходимо на уровне бизнес-процессов прописать и систематизировать процесс сбора, обработки, хранения данных и подготовки необходимой отчётности.
Внедрение HR-аналитики может показаться достаточно сложным при бессистемности её внедрения. Однако если подходить к этой функции с позиции решения реальных потребностей бизнеса, а также придерживаться системного подхода к организации работы, то задача станет значительно проще для реализации. К тому же так она найдёт гораздо больше отклика у менеджмента и вовлечённых сотрудников.
***
Дочитали статью до конца? Оцените полезность рекомендаций
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias