Блог

Чем отличается карьерный коуч от карьерного консультанта

Кадр из фильма «Двое: я и моя тень» (It Takes Two), 1995
Многие специалисты по карьере до сих пор спорят, есть и какие-то различия между работой карьерного консультанта и коуча? И если да, то какие?

Попробуем разобраться.
Сертифицированный карьерный коуч ACC ICF, специалист по развитию карьеры, член Правления Ассоциации Карьерных Профессионалов России, сертифицированный консультант по опроснику jobEQ
Хочу сразу написать — здесь изложена моя позиция, которая может не совпадать с вашими взглядами и убеждениями, а также мнениями других экспертов рынка. Мало того, я допускаю, что через какое-то время даже я буду смотреть на это по-другому.

Ключевое различие
Карьерный коуч

Он работает с клиентом, выстраивая отношения партнерства, строит диалог на равных, приглашает клиента в соавторы того, что будет происходить на каждой коучинговой сессии. Основная установка коуча — «я не знаю, но клиент знает». В данном случае экспертом является сам клиент. Профессиональный коуч не дает советов и рекомендаций. Его основная задача — построить процесс коуч-сессии таким образом, чтобы клиент сам сформулировал ключевые вопросы на работу с коучем, определил цели работы и сам нашел ответы на эти вопросы в процессе коуч-сессий.

Карьерный консультант

Он является экспертом в области построения карьеры, поиска работы. Консультант знает лучше клиента, у него больше экспертизы и знаний в области рынка труда, принципов составления резюме, способов выхода на конкретные компании и людей в них. К консультанту обращаются за конкретными знаниями, инструментами, методиками. Он него ждут конкретных советов и рекомендаций и он их дает своим клиентам и помогает найти источники этой информации.


Различия в запросах коуча и консультанта
Запросы на коучинг, с которыми приходят клиенты

  • Как понять, чем я хочу заниматься и найти работу по душе

  • Как найти свое призвание/предназначение

  • Я не знаю, чего хочу, но точно знаю, чего я больше не хочу

  • Как получать удовольствие от работы и тем, чем занимаюсь сейчас

  • Я чувствую, что я способна на большее, но пока не понимаю, на что

  • Как перейти на новый уровень в профессии и что это за уровень

  • Как почувствовать себя уверенно в новой роли (руководителя, руководителя руководителей, лидера, предпринимателя, фрилансера)

  • Как развить лидерские компетенции или коммуникационные навыки, необходимые для новой профессиональной роли

  • Как перейти из найма в свободное плавание или понять, что это не мое

Запросы на консультирование, с которыми приходят клиенты

  • Как найти работу в определенной компании с определенным уровнем дохода

  • Как перейти в новую профессиональную сферу

  • Как найти работу в другом городе/стране

  • Как правильно составить резюме и сопроводительное письмо

  • Как подготовиться к собеседованию

  • Как понять, сколько я стою на рынке

  • Как найти работу, если мне 45+, 55+, 65+ и т.д.

Необходимо учитывать, что эти границы весьма условны. Многие коучи могут эффективно проработать многие запросы из второго блока, а многие опытные консультанты успешно справятся с вопросами из первого.


Различия в процессе работы
Если посмотреть на сам процесс сессии, то внешне могут быть заметны следующие отличия.

Коуч

80% времени будет говорить клиент. Речь коуча будет преимущественно состоять из открытых вопросов. Коуч может высказывать свое мнение или участвовать в генерации вариантов в формате мозгового штурма, но это делается с согласия клиента и обязательно завершается вопросом, что клиент из этого заберет, и над чем будет работать дальше.

Консультант

На консультации клиент и консультант говорят примерно одинаковое количество времени. Консультант может задавать закрытые вопросы, вопросы-предположения. Он дает советы, рекомендации, предлагает различные способы действия, приводит примеры из практики, предоставляет различные источники информации.


Преимущества владения обоими подходами
И для коуча, и для консультанта владение обоими технологиями дает более широкий взгляд на работу с карьерными запросами клиента, позволяет смотреть на клиента как на отдельную целостную систему, которая вписана и взаимодействует еще и с другими системами.

Владение обеими технологиями делает самого специалиста более подготовленным профессионалом с обширным кругозором знаний, методик, инструментов, подходов. Это позволяет лучше понять самого себя и ответить в первую очередь себе на вопрос: Кто я? Какие свои сильные стороны я могу наилучшим образом реализовать в коучинге или консультировании? Что ценного я могу дать своим клиентам? Очень часто ответы на такие вопросы начинают приходить или во время обучения или уже непосредственно в ходе самой деятельности.

Видимо, нам надо дождаться утверждения профессиональных стандартов профессии коуча и профессии карьерного консультанта, чтобы можно было договориться о том, чем же все-таки отличаются друг от друга эти две формы помощи в самореализации наших клиентов.
Write Close
Close
Подпишитесь на нашу рассылку: присылаем только интересное про блог, курсы и мероприятия






Cтань востребованным карьерным коучем
В декабре стартует двухмесячный интенсив по карьерному коучингу
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda