Блог

Как избежать выгорания удаленных сотрудников

HR director и консультант. Эксперт с девятилетним опытом в сфере HR, основной профиль: Marketing, Digital, IT.
У каждого из нас есть определенный запас прочности и сил для каждой сферы жизни. Работа — неотъемлемая часть развития и крайне важный жизненный ресурс, который требует высокого вовлечения. У большинства это как минимум 40 рабочих часов в неделю.
Запасы прочности не бесконечны, и крайне важно поддерживать баланс на всех энергетических уровнях: физическом, умственном, духовном и эмоциональном.
Эмоциональное выгорание — это состояние апатии и истощения, которое приводит к «параличу» сил, чувств и сопровождается утратой радости и вкуса к жизни. Первое упоминание о нем принадлежит Герберту Фрейденбергу, ознаменовавшему «болезнь белых воротничков» словом «burnout» ещё в 1974 году.

На сегодняшний день в сфере маркетинга, IT и технологий синдром эмоционального выгорания — это своего рода «профессиональная болезнь», которая рано или поздно приходит к каждому. Поэтому HR и руководителям важно вовремя ее отследить у своих сотрудников и предотвратить развитие.

Факторы развития синдрома эмоционального выгорания

Их можно условно разделить на два типа: организационные и личностные. Вторые редко играют ключевую роль, но могут усугубить ситуацию. А вот организационные факторы часто становятся первопричиной.

По большей части они зависят от построения рабочего процесса в компании и отношения к сотрудникам. Конечно, можно постоянно увольнять «выгоревших» и заменять их новыми работниками, но завидная регулярность этих действий будет свидетельствовать о явных проблемах в процессе работы и слабом управлении. Стоит помнить, что негативные отзывы быстро распространяются и никак не способствуют найму квалифицированных кадров в будущем.

Организационные факторы, негативно влияющие на эмоциональное состояние:

  • рабочие нагрузки выше нормы постоянных возможностей;

  • недостаток поддержки со стороны коллектива и руководителя;

  • неоцененность затраченных усилий и отсутствие вознаграждения;

  • расплывчатые требования и критерии оценки работы;

  • отсутствие перспектив;

  • отсутствие отпусков и выходных, работа 24/7.
Для начала необходимо выявить профессиональное выгорание у сотрудника. Если в офисе все довольно прозрачно и от взгляда опытного HR ничего не уйдет, то удаленно мы можем заметить синдром по снижению производительности и раздражительным комментариям о работе.

Если вы наблюдаете три и более пункта у себя или своего сотрудника — это повод срочно обратить внимание на проблему и открыто поговорить:

  • постоянная усталость;

  • раздражительность;

  • ненависть к окружающим (коллегам и клиентам);

  • равнодушие к клиентам;

  • нежелание развиваться в профессии;

  • апатия, отсутствие хобби;

  • чувство бессмысленности своего труда;

  • потеря ценности в профессии, отсутствие чувства пользы.

Как предотвратить выгорание сотрудников на удаленке

Во-первых, хочу дать совет всем HR и руководителям команд в условиях дистанционной работы — обязательно проводите раз в две недели индивидуальные встречи с сотрудником, где вы подробно обсуждаете его успехи, план развития, самочувствие и просто общаетесь. Это поможет вам вовремя отследить изменения настроения и совместно разработать план решения. Своевременное персональное общение — это главный способ решения проблемы выгорания!

Во-вторых, придерживайтесь следующих правил на дистанционной работе и постарайтесь донести до команды важность этих действий:

  • расстановка приоритетов: ежедневно планируйте дела по важности и срочности, действуйте точно по графику с перерывами на отдых;

  • дыхательные практики (держите внимание на выдохе, вдох произойдет автоматически), а еще считайте минимум до 10 на выдохе;

  • зарядка, физическая разминка днем и, конечно, важно давать отдых глазам;

  • самомассаж лица: помогает быстро снять напряжение и вернуть ресурсное состояние;

  • уберите лишний шум: телевизор, музыка и тд;

  • медитации или просто 15-минутный сон: это быстро придаст силы, но для очевидных результатов необходимо делать ежедневно на протяжении двух недель.
Будьте в центре HR-трендов! Чтобы не пропустить открытые уроки с топовыми
HR-экспертами, подпишитесь на наш календарь ↓
На удаленке действительно диагностировать выгорание гораздо сложнее. Из-за ограниченного пространства оно наступает, к сожалению, чаще. Если все же вы столкнулись с выгоранием сотрудника на дистанционной работе, то мой план поможет определить причины и предотвратить / устранить последствия:
1
устраните стрессоры — если ваш сотрудник работает 18 часов в сутки или в слишком жестких бюрократических процессах, то маловероятно, что он будет счастлив;
2
выявите ожидания от профессии и работе в текущей команде, вместе составьте план достижения целей;
3
менторство и помощь в выходе стрессовых ситуаций — как правило, контроль работы в течении 2-4 недель в виде 2-3 статусов в неделю решает эту задачу;
4
если есть возможность, то дайте отдых на 3-4 дня и обязательно проговорите, чтобы он был без гаджетов — за этот период организм и эмоциональное состояние восстанавливается;
5
если есть возможность, то дайте отдых на 3-4 дня и обязательно проговорите, чтобы он был без гаджетов — за этот период организм и эмоциональное состояние восстанавливается;
6
обсудите личный план развития на ближайшие пару лет — возможно, что переработки сильно влияют на другие сферы жизни;
7
снижение и устранение страха рецидива — в сложной форме эмоциональное выгорание может давать психосоматику и проявляться в виде болезней, поэтому совершенно точно с данным сотрудником нужно держать руку на пульсе;
8
обсудите план преодоления подобного состояния, чтобы больше его не случилось;
9
и, конечно, напомните сотруднику о других сферах жизни, здоровом сне, своевременном питании и регулярных занятиях спортом.

Заключение

Безусловно, можно много говорить о ценности эмоционального фона сотрудников, но не стоит забывать, что это все же взрослые люди, которые в первую очередь сами несут ответственность за свое состояние. Действительно, есть случаи, которые невозможно реанимировать, например, высокий уровень эмоциональной неустойчивости человека. Психологическому состоянию сотрудников и климату коллектива важно уделять внимание, так как от эмоционального состояния персонала зависит результат его работы и, как следствие, — счастье ваших клиентов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Показать ещё...