Блог

Кейс: выбор профессионального пути

HR-специалист с 10-летним опытом работы и карьерный консультант с психологическим образованием
Недавно ко мне обратилась девушка с запросом по выбору профессиональной отрасли. У нее был хороший бэкграунд: обучение в одном из топовых московских вузов, опыт работы в нескольких престижных компаниях, высокий доход, перспективы роста: со стороны все казалось идеальной историей. Однако, внутри у клиента было ощущение потерянности и пустоты.
Сфера ее деятельности — административный отдел, девушка занимала позицию офис-менеджера в крупном банке и выполняла функции бизнес-ассистента для двух топ-менеджеров.
— Клиент:
Знакомые и друзья говорят, что я просто оторвалась от реальности. А я чувствую, что не на своем месте. Но при этом, спрашивая себя, где же мне хочется работать, я не могу найти ответ.
Профориентация взрослых — это отдельная сфера карьерного консультирования. Взрослые люди проходят долгий путь к обретению ясности в этом вопросе, поэтому момент, когда клиент находит свой путь заметен гораздо ярче, чем в случаях с подростками.

Замечательный инструмент «пирамида логических уровней Роберта Дилтса» позволяет плавно провести клиента по нескольким ступеням, подключая при этом образное мышление. И приятный процесс «мечтания» превращается в способ поиска новой сферы карьерного развития.

— Коуч:
Ситуация непростая, я понимаю, что Ваши чувства очень неприятны. Предлагаю Вам попробовать представить, что ситуация с выбором профессиональной сферы сложилась наилучшим образом: Вы перешли на другое место, где Вам очень нравится.

Первый уровень: окружение

— Коуч:
«Перенеситесь в тот момент будущего, когда желаемый результат уже достигнут Вами самым оптимальным способом.

● Как Вы ощущаете себя там? Что происходит вокруг Вас?

● Как выглядит рабочее место, офис? Что за атмосфера там?

● Есть ли там еще другие люди? Кто окружает Вас в этот момент?»

— Клиент:
«Мне кажется, это какая-то творческая среда, возможно, бутик или ателье дизайнера. Или театральная мастерская. Необычные авторские украшения, вещи. Вокруг меня приятное оживление, все общаются, все свободно одеты, никакого дресс-кода».

— Коуч:
«Хорошо, спасибо. Может быть, есть еще что-то, что Вы хотели бы добавить? Что можете сказать о своих ощущениях, об эмоциях, которые вызывает это окружение?»

— Клиент:
«Даже не знаю, как выразить...наверное, это приятное волнение, предвкушение».
Узнайте, как применять на практике коучинговые инструменты для прояснения карьерного запроса

Второй уровень: поведение

— Коуч:
«Теперь представьте, что Вы в этом окружении, с этими людьми, в этом месте, ощущая приятное волнение — опишите, чем Вы могли бы заниматься?

● Опишите, каков был бы Ваш обычный рабочий день в этом месте?

● Что Вы делаете в этом окружении?

● Могли бы Вы описать с утра до вечера все Ваши действия как можно конкретнее — что Вам представляется?

— Клиент:
«Так...я бы помогала отвечать на вопросы посетителей, помогала бы заказывать расходные материалы, возможно, организовывать специальные мероприятия...и училась бы у своих коллег и руководителей: мне нравится мода, необычные вещи».

— Коуч:
«Хорошо, может быть, что-то еще?»

— Клиент:
«Нет, наверное, это все пока».

Третий уровень: способности

— Коуч:
«Когда Вы находитесь в том месте, окруженная теми людьми в атмосфере приятного оживления, когда Вы отвечаете на вопросы посетителей и делаете все то, что перечислили до этого — какие свои качества Вы используете?

● Какие Ваши способности, навыки помогают Вам лучше всего справляться с этой работой?

● Какие знания, какой опыт помогает в работе?

● А что еще?

— Клиент:
«Я думаю, это высокая скорость работы, то, что я легко схожусь с новыми людьми и люблю помогать. А еще я очень переживаю, если работа не получается, или если я не могу помочь — в тех вопросах, которые от меня не зависят. Всегда стараюсь сделать максимум возможного».

— Коуч:
«Я Вас поняла. А какой опыт, какие знания Вы задействуете?»

— Клиент:
«Мой опыт офис-менеджера и бизнес-ассистента — там я научилась быстро переключаться и выполнять любые прихоти разных людей. И еще знания по дизайну — я пару лет назад проходила курсы, мне и тогда была интересна эта сфера».
Проходя уровень за уровнем по пирамиде Дилтса, клиент приходит к пониманию своих карьерных стремлений

Четвертый уровень: ценности

— Коуч:
«Когда Вы на этой работе, в этом окружении, занимаетесь этой деятельностью, используя перечисленные знания и способности — что для Вас ценно в этом во всем?

● Есть ли какие-то ценности, которые реализуются через эту деятельность?

● Какие ценности укрепляются в Вас, когда Вы этим занимаетесь?

● Почему это важно для Вас?

— Клиент:
«Я чувствую, что помогаю людям. И помогаю не в каком-то абстрактном смысле, а помогаю им, делая их красивее. Посетители уходят от меня довольными».

— Коуч:
«Хорошо, а есть какое-то обозначение этой ценности для Вас?»

— Клиент:
«Наверное, можно было бы это назвать ценность помогать, ценность передавать красоту».

Пятый уровень: самоидентификация

— Коуч:
«Когда Вы реализуете эту ценность помогать, передаете красоту — то какая Вы при этом?»

● Какие эмоции это вызывает?

● Можете ли Вы обозначить, какие чувства вызывает у Вас эта роль?

— Клиент:
«Эмоции и чувства — приятное тепло внутри, что мне удалось помочь, что я все сделала правильно...а роль — помощник, наверное».
Чтобы не пропустить открытые уроки, события и курсы для карьерных специалистов, подпишитесь на наш календарь. Присылаем раз в месяц ↓

Шестой уровень: миссия

Этот уровень не всегда удается пройти с клиентом и нет необходимости на нем настаивать. Зачастую клиентам сложно дается эта часть — сформулировать миссию, ответить на вопрос: «для чего это миру?».

— Коуч:
«Попробуйте сформулировать, исходя из ценностей, Вашей роли, действий — как реализация этой работы может изменить мир?

● Что это для мира? Для Вселенной?

● Есть ли какая-то глобальная миссия этих действий, ценностей, этой роли?

● Если формулировка дается сложно, не «вымучивайте» определение. Этот уровень не всегда можно с первого раза пройти. Важно, чтобы определение было осмысленным».

— Клиент:
«Как ни странно, но тут я сразу могу дать ответ, миссия — делать мир лучше».

Обратный путь и подведение итогов

После того, как пройден путь снизу-вверх по пирамиде, на консультации мы проходим обратный путь, отталкиваясь от всего сказанного клиентом. Пошагово объединяя миссию, роль, ценности, способности, поведение и окружение, получаем еще более полную картину.

В этом кейсе у девушки наибольшее удивление вызвало то, что она совершенно не уделяла внимание своему интересу к дизайну. И при поиске работы шла привычным путем — устраивалась в офис. После этой техники по ее словам «расширился угол зрения», она увидела возможность реализоваться в более творческой среде — в студии дизайна одежды или бутике необычных вещей.

При этом, она осталась довольна и тем, что для выхода в новую область не потребуется переучиваться, и весь накопленный опыт не пропадет зря: она сможет его активно использовать и в новой области.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Приглашаем на курс «Профессия —карьерный коуч»
Вы получите весь необходимый набор коучинговых компетенций и инструментов и выработаете практические навыки проведения коуч-сессий для успешного быстрого старта работы в качестве карьерного коуча
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda