МЕНЮ
Блог

Фасилитация в компании: виды, методы, этапы и примеры

HRD, компания Курорт Доброград (ГК Аскона)
Термин «фасилитация» известен почти всем эйчарам. Но не все знакомы с видами фасилитации, методами и этапами. В этой статье подробно расскажем как проходит фасилитационная сессия в компании и зачем она нужна.
Что такое фасилитация
Фасилитация – это метод управления, обладающий одной отличительной чертой – не директивность. В переводе с английского facilitate означает «содействовать, облегчать, упрощать, помогать».

Фасилитация позволяет проводить структурированные встречи, стимулируя каждого участника к конструктивной дискуссии, избегая разговора на посторонние темы. А это позволит наиболее эффективно использовать рабочее время встречи для решения задачи, стоящей перед организацией. Фасилитация также помогает развивать и мотивировать команду на совместную работу, вовлекая сотрудников в участие в совместном решении вопросов компании.
Фасилитация в компании
Фасилитация в тренинге
Фасилитация используется для организации группового взаимодействия, в том числе и при проведении тренингов, стратегических сессий и т.п. Отличие фасилитатора по сравнению с другими ролями (тренер, ментор и т.п.) заключается в том, что он не обучает персонал, не дает заданий на выполнение, не передает знания. Задачи, стоящие перед фасилитатором, заключаются в следующем:
1
Формирование группового процесса и механики взаимодействия для продуктивной совместной работы команды.
2
Выполнение функции секретаря для фиксации информации и договоренностей, обсуждаемых и принятых группой.
3
Включение каждого участника группы в дискуссию и групповое взаимодействие.
4
Организация комфортной среды для общения участников мероприятия.
Фасилитатор смотрит на ситуацию и участников процесса со стороны, не принимая активного участия в происходящем, а только направляя ход дискуссии и помогая участникам самостоятельно выявить проблему и прийти к общему решению.
Если говорить простыми словами, то фасилитация – это способ управления взаимодействиями (обсуждениями, дискуссиями и т.п.) внутри команды.
Фасилитативная дискуссия
Фасилитативная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что каждый участник обсуждения принимает активное участие в процессе. Мнения каждого сотрудника учитываются при формировании единого решения. Также каждый участник дискуссии понимают, что несет совместную ответственность за принятое решение.
Фасилитационная сессия
Фасилитационные сессии представляют собой сессии, подготовленные по плану и имеющие определенную структуру, построенную на конкретных этапах (шагах). Это помогает группе поэтапно и комфортно продвигаться в решении поставленной задачи.
1 этап: открытие сессии.
На этапе открытия фасилитатор знакомит участников сессии с целями проведения и правилами мероприятия, создает комфортную среду, подготавливая команду к групповому взаимодействию. Каждый член сессии понимает для чего проводится сессии и каким будет результат.
Фасилитатор отслеживает, чтобы каждый участник понимал правила и вопросы, которые будут обсуждаться, а также тему дискуссии.
Для создания эффекта защищенности, а также с целью мотивации и подчеркивания важности мнения каждого участника фасилитатор открывает сессию с помощью общих вопросов, дав возможность каждому высказать личное мнение.

Также фасилитатор объясняет правила проведения сессии, рассказывает об этапах, которые предстоит пройти, обозначить собственную роль как участника и проговорить значимость встречи для решения задач, стоящих перед организацией, в том числе детально остановиться на том, как решение вопроса повлияет на рабочие процессы.

2 этап: генерация идей
На данном этапе фасилитатор с помощью наводящих вопросов вовлекает группу в дискуссию. Особое внимание обращает на то, чтобы все участники были вовлечены в обсуждение, а также на то, чтобы соблюдались изначальные договоренности (правила).

3 этап: оценка и выбор единого решения
Фасилитатор вовлекает участников к обсуждению решений и принятию наиболее подходящего для конкретной ситуации. Мнение каждого участника принимается во внимание и заносится в протокол для фиксации результата.

4 этап: выработка плана по внедрения принятого решения
Фасилитатор стимулирует участников к систематизации информации и подготовке плана для дальнейшего внедрения принятого решения в работу. Участники сессии совместно определяют план: вид работ, срок, необходимые ресурсы и т.п. Также согласовывают показатели (индикаторы) для оценки результатов, по которому определяется корректность решения. Четвертый этап считается завершенным, когда план проработан по каждому пункту и принят участниками совместно.

5 этап: завершение сессии
На пятом этапе фасилитатор просит каждого члена сессии высказаться на предложенный вопрос, например, «Что вы чувствуете после завершения сессии?», «С какими мыслями вы уходите?» и т.п.
Узнайте, как фасилитация помогает HR вовлекать сотрудников в решение бизнес-задач
Методы фасилитации
Одним из универсальных методов фасилитации является метод ОРИП (метод фокусированной беседы). Данный метод использует понятный для всех людей способ, основанный на универсальном восприятии мира и происходящего. Благодаря использованию ОРИП у участников сессии формируется единый понятийный ряд, что позволяет выработать понимание актуальности и важности для всех поставленных задач: какие решения принять, для чего это стоит сделать, какие действия предпринять, какими ресурсами располагаем, какие сроки можем себе поставить и т.п.
ОРИП представляет собой аббревиатуру, состоящую из четырех слов: объективный, рефлекторный, интерпретативный, принимающий решения.

Метод ОРИП позволяет построить беседу структурно по четырем этапам:

Объективный
На данном этапе происходит сбор информации, фактов, мнений и т.п. Главным вопросом является «Что я слышал/читал/видел об этом?», «Какие риски могут быть лично для меня?»
Рефлекторный
На этом этапе участники выражают свои эмоции, ассоциации, личные реакции по обсуждаемому вопросу и т.п. Главным вопросом является «Что я чувствую?» или «Как я это воспринимаю?»
Интерпретативный
На данном этапе обсуждается ценности, последствия, значимость, важность, смысл и т.п. Главный вопрос - «Для чего это мне?» или «Что это мне дает?»
Принимающий решения
На этом этапе формируется решение, определяются шаги, следующие действия и т.п. Главный вопрос – «Что дальше?», «Что нужно делать для реализации?»
Существуют и другие методы фасилитации: метод ранжирования, метод SWOT-анализа, диаграмма Исикавы, Mind-maps, анализ поля сил Курта Левина, метод «Важное и главное», Brainstorming, World cafe, Модерационные карты, Work Out и т.п.
Будьте в центре HR-трендов! Чтобы не пропустить открытые уроки с топовыми
HR-экспертами, подпишитесь на наш календарь ↓
Фасилитация групповой работы
Фасилитация является эффективным методом групповой работы, которую можно использовать и применять при проведении совещаний, переговоров, рабочих встреч и т.п. Главным итогом подобных встреч в формате фасилитации будет являться получение решения, приемлемого и поддерживаемого всеми участниками обсуждения
Фасилитационная сессия
Групповая встреча с применением методов фасилитации проходит по следующим этапам:
1
Планирование работы группы
Этот этап включает в себя определение потребностей заказчика, а также возможности применения фасилитации под запрос.
2
Организация и подготовка к совещанию
На этом этапе происходит тщательная проработка цели, задач, определения предполагаемого результата, определения необходимых ресурсов и т.п.
3
Непосредственное проведение встречи с применением методов фасилитации.
Этап проведения встречи включает в себя следующие элементы групповой работы: разогрев группы; получение недостающей информации всеми членами группы; структурирование полученной информации по группам; генераций идей участниками группы, совместное принятие единого решения; проверка решения, сбор информации о рисках, угрозах от каждого участника группы; утверждение (закрепление) решения участниками группы.
4

Пост-сопровождение группы по результатам работы.
На данном этапе фасилитатор готовит итоговый отчет по результатам работы и отвечает на вопросы участников группы.
Корпоративный фасилитатор
В ряде организаций, в которых применяют фасилитацию для проведения групповых дискуссий, совещений, рабочих встреч приглашают на работу постоянного фасилитатора или обучают своих сотрудников, способных выполнять данную функцию.

Корпоративный фасилитатор поможет повысить уровень совещений и рабочих встреч от формата «обсуждение темы без принятия решения» или «принятие решения группой сотрудников без учета мнения других» к формату эффективных встреч, по результатам которых будет получено лучшее решение, услышаны и учтены мнения каждого участника, проанализированы возможные риски. Также использование фасилитации позволит замотивировать сотрудников и улучшить групповую динамику.
Пример фасилитации в компании
В обычной работе методы фасилитации успешно применяются в организациях в решении сложных вопросов таких как:

  • отсутствие новых идей;
  • слабое включение всех членов команды для решения задач;
  • проблемы с групповой динамикой;
  • снижение мотивации членами команды;
  • неэффективность проведения совещаний и т.п.
Например, в одной из организация наблюдалась тенденция, что на совещаниях из 10 сотрудников активно принимали участие в дискуссии 3-4 человека, а остальные предпочитали наблюдать за происходящим. В итоге принимались решения, которые при внедрении в работу критиковались другими участниками дискуссии, мнения которых не было учтено. Также часто прослеживались ошибки в правильности и корректности выбранного решения.

Для решения поставленной задачи пригласили фасилитатора для организации совещаний. Во время дискуссии были подключены все участники встречи, услышаны и учтены мнения каждого, озвучены риски, а также получена поддержка группы. В результате было получено решение, за которое нес ответственность каждый член команды, а это позволило уйти от критики принятого решения, повышения ответственности за результат, а также минимизированы риски.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Инструменты фасилитации для HR
Освойте профессию будущего!

Получите инструменты, которые повысят вашу ценность, как HR, не только в команде, но и на рынке труда.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге: