Колонка эксперта

4 ЭТАПА формирования
команды в проекте

От обычных сотрудников до эффективного коллектива
Наталия Ковалёва, it-рекрутер
Ирина Березкина
Бизнес-тренер Корпоративного университета
СК Согласие
Формирование команды мечты — тема, в которую хочется погрузиться поглубже. Кажется, что это очень простой процесс для руководителя, — подбираешь людей, с которыми хочется работать, по каким-то профессиональным и психологическим качествам.

На практике же при решении рабочих задач подходящие люди никак не объединяются в единый организм, смотрящий в одну сторону и действующий эффективно.

То есть получается, что коллектив ≠ команда. Чтобы ей стать, люди должны вместе пройти 4 этапа. И это подтверждает исследование о командной динамике американского психолога Брюса Такмана.

4 этапа формирования команды

У каждого этапа есть определённые особенности. И не важно, собирается ли команда в отделе, проекте, комиссии или тренинге, потребуются определённые действия, которые необходимо выполнить как руководителю, так и участникам.
Какие задачи и как решают современные руководители? Получите ответы на бизнес-конференции topcareer ⇛

I. Объединение

На старт выходит группа людей, собранных по какому-то признаку. Они ведут себя скованно и недоверчиво, присматриваются друг к другу и не раскрывают свойственных им качеств. Чаще всего они проявляются социально ожидаемо, демонстрируя что-то, что позволяет произвести хорошее впечатление.

На этом этапе, в первую очередь, нужно
  • Организовать знакомство: между собой, с новичками и лидером
    Пусть кто-то кого-то и знает, но мы переходим на новый этап взаимодействия, и важно дать людям возможность понять, с кем они дальше пойдут бок о бок.

    К вам в отдел приходит новый сотрудник — представьте его в рассылке, передайте схему взаимодействия с другими, проведите установочное совещание. Люди объединяются в новом проекте? Тогда тем более необходима общая встреча или площадка для взаимодействия: общий чат или рабочая платформа.
  • Рассказать о целях
    Зачем мы становимся командой, как будем действовать, какие у нас правила, обязанности и ответственность.
  • Создать особую атмосферу
    Такую, где всем будет комфортно, все успокоятся, перестанут волноваться и будут уже склоняться в сторону объединения, думать, размышлять, поддерживать.

II. Бурление

Люди совместно входят в процесс выполнения задач. Они свободней себя чувствуют, демонстрируют свою точку зрения, уровень профессиональных навыков, коммуникации, обязательности и т. д.

Группа проходит этакую проверку. Люди настраиваются на совместную работу, начинают лучше взаимодействовать друг с другом и понимают, что, например, Мария работает так, а Николай — так.

И… появляются разногласия. Этот момент — экзамен для руководителя. Именно его будут оценивать: что он за человек, достоин ли быть лидером, который поведёт всех дальше.

Тут главное правило — открытость, когда честно говорят, что устраивает, а что — нет.
Задача руководителя на этапе бурления — конструктивная работа с командой, обсуждение, которое должно привести к выработке дальнейших решений по взаимодействию.
Ирина Березкина
Бизнес-тренер Корпоративного университета
СК Согласие
Разрешить разногласия помогает мозговой штурм без критики, где каждый участник в корректной форме озвучивает свои трудности и предложения. Задача руководителя — проанализировать ситуацию и резюмировать вариант, который всех устроит.

Например, если к специалисту есть претензии по срыву сроков, то руководителю важно понять, действительно ли человек способен выполнить дела за поставленное время, не пора ли его разгрузить или научить других сотрудников ставить задачи раньше.

И так по каждому разногласию:

  • выявляем проблему;
  • ищем решение;
  • переходим к следующему этапу.

III. Нормирование

Здесь определяются чёткие нормы взаимодействия и рабочие роли, которые будут регулировать всю дальнейшую деятельность команды. Не на словах, а документально. Закрепляются инструкции, правила принятия линейных решений, методы организации контроля и обратной связи, в первую очередь, от руководителя.
На этапе нормирования задача руководителя — усилить сплочённость коллектива.
Если возникают ситуации, когда что-то не получается, то важно поддержать человека, воодушевить его не сдаваться, помочь ему справиться. И тут важно участие и руководителя, и других сотрудников.

Так формируется та сама единая команда, в которой существует дружба, партнёрство, возможность профессионально развиваться.
В компании, где я работаю, мы соблюдаем такое правило: после каждой активности, особенно совместной, мы даём друг другу обратную связь. Это очень помогает посмотреть на себя глазами своего коллеги.
Ирина Березкина
Бизнес-тренер Корпоративного университета
СК Согласие

IV. Функционирование

К этому этапу команда — уже единое целое. В ней существуют свои параметры эффективности, своя атмосфера. Во главу угла становится не «Я» как личность, а общее дело, и наблюдается командный прогресс.

Но выдохнуть у руководителя не получится — чтобы команда оставалась командой, нужно постоянно:

  • отслеживать и оценивать её деятельность;
  • корректировать работу всех вместе и каждого по отдельности;
  • усиливать узкие места, обсуждать проблемы, развивать самостоятельность коллектива.
! Ваше приглашение на конференцию от topcareer «Как стать ТОПом. Рассказывают топы»⇛
Вероятность появления нового витка заблуждений и непонимания всегда высока, но тут вы уже точно знаете, что делать: вовремя реагировать, открыто обсуждать, дать команде возможность найти решение самостоятельно либо помочь справиться с трудностями.

И вы будете проходить по всем четырём этапам раз за разом с появлением новых участников команды. Этот процесс — постоянный, но со временем стадии притирки будут становиться короче и эффективней.
***
Дочитали статью? Оцените её полезность
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias