Блог

2 рабочих способа
усилить навык публичных выступлений

Как держаться перед аудиторией уверенно и говорить, не запинаясь
Юлия Глазкова
Старший тренер бюро подготовки
публичных выступлений Глагол
Когда мы изучаем какой-то материал, нам всё понятно в моменте, но проходит время, и мы начинаем забывать пройденное.
Навык публичных выступлений необходимо поддерживать так же, как и любой другой.
Предлагаем разобраться, как его закрепить до автоматизма.

Когда человек учится выступать, он узнаёт много новой информации, изучает инструменты и пробует использовать полученные знания во время подготовки собственных выступлений.
Чтобы знания перешли в навык, а выступления становились лучше, необходимы две составляющие:

  1. регулярные выступления;
  2. конструктивная критика, чтобы знать, над чем работать.
Хорошо, если компания часто принимает участие в конференциях и митапах, на которых сотрудники могут выступить. Если такие мероприятия — редкость, есть два эффективных способа создать условия для спикера, чтобы он мог закрепить навык публичных выступлений.

Способ 1. Клубы спикеров

Чтобы помочь сотрудникам отточить навык публичных выступлений, можно организовать внутри компании клуб спикеров.
Что такое Клуб спикеров
Формат может быть разным в зависимости от того, какую задачу решает это мероприятие.

Кроме практики навыка публичных выступлений у клуба могут быть дополнительные задачи — например, чтобы сотрудники узнавали о новых инициативах руководства или процессах внутри компании. Иногда руководитель хочет таким образом замотивировать коллег тоже научиться выступать.

Как организовать клуб спикеров

Ответьте себе на несколько вопросов, чтобы определить формат будущего клуба:
  • Какую задачу решает клуб спикеров?
  • Кто будет посещать встречи — спикеры, которые прошли обучение публичным выступлениям, или все желающие?
  • Как часто будут проходить встречи?
  • Сколько времени будет длиться одна встреча?
  • Каким образом она будет построена?
  • Участники будут импровизировать или готовить выступления заранее на определённую тему?
Иногда руководители компаний специально выделяют рабочее время для проведения таких мероприятий — тогда встречи ограничены по времени. В свободное от работы время встречи можно делать более продолжительными.

Почему это работает

Масштабные мероприятия (профильные конференции или митапы) заставляют многих спикеров волноваться, потому что туда приходит много незнакомых людей из разных компаний.

Клуб спикеров — безопасная среда, где выступающие меньше нервничают, могут учиться, развивать навык и получать конструктивную обратную связь от коллег — таких же спикеров.

Способ 2. Система внутренних прогонов

Система внутренних прогонов — второй способ практики и развития навыка публичных выступлений у сотрудников. Такой метод подойдёт компаниям, которые регулярно принимают участие в различных мероприятиях.
Внутренние прогоны перед выступлениями
В некоторых компаниях есть отделы, которые целенаправленно занимаются организацией таких систем отсмотров.

Как организовать внутренние прогоны

Если в компании нет отстроенной системы внутренних прогонов, её можно создать. Для этого нужно определить, сколько встреч необходимо провести, чтобы спикеры улучшили свои выступления и чувствовали себя уверенно на мероприятии.

В среднем стоит провести три встречи, каждую посвятить одному аспекту выступления:
1
на первой встрече уделить внимание структуре и контенту выступления;
2
на второй — поработать с подачей;
3
на третьей — добавить приёмы взаимодействия с аудиторией.
Если нет возможности организовать три встречи, можно сделать две: на первой проработать основные моменты — выбрать три недочёта, над которыми надо работать, а на второй — закрепить их.

Почему это работает

Прогоны внутри компании помогают спикеру не только улучшить речь с точки зрения публичных выступлений, но и скорректировать неточности и ошибки в содержании — коллеги, разбирающиеся в теме, подскажут, что стоит добавить или, наоборот, убрать.

На встречах полезно устраивать активности среди слушателей, чтобы они тоже были вовлечены в процесс. Например, можно попросить зрителей дать обратную связь, запустить опрос в зал, чтобы каждый слушатель проголосовал. Это поможет замотивировать аудиторию внимательнее слушать и даст дополнительную оценку выступлению.

Как давать обратную связь

Можно хорошо разбираться в теме и готовиться к каждому выступлению, но не получать результат. Так бывает, когда нет грамотной обратной связи. Она важна как на выступлении в клубе спикеров, так и на прогонах перед конференциями или митапами.
Как правильно давать обратную связь
Если вы будете давать сотрудникам конструктивную критику, они лучше поймут свои сильные и слабые стороны и узнают, над чем нужно работать. Обратную связь следует давать в три этапа.
  • 1
    Пусть спикер сам себя оценит.
    Прежде чем давать выступающему обратную связь, попросите его самостоятельно оценить выступление — назвать плюсы и минусы. Сильные стороны так же важны, как и недочёты, — спикер поймёт, что у него получается хорошо, и в следующий раз будет использовать это осознанно, а не интуитивно.

    Когда спикер назовёт минусы — вы поймёте, что можно опустить, и сфокусируетесь на других недочётах.
  • 2
    Тезисно обозначьте, на что нужно обратить внимание.
    Не распыляйтесь — чётко назовите, что получилось хорошо и что нужно поправить. Приведите в пример фразы и приёмы, которые использовал спикер.
  • 3
    Предложите улучшения.
    Ваша задача — не закидать спикера горой критики, а помочь ему улучшить выступление. Например, если спикер говорит очень быстро, без пауз, предложите ему делать вдох-выдох в конце каждой мысли.

    Обсудите, какие недочёты нужно исправить в первую очередь, и предложите варианты, как это можно сделать.
Если давать спикерам регулярную возможность выступать, они не только смогут поддерживать навык, но и будут развивать его и улучшать из раза в раз.
Хотите, чтобы коллеги вас слушали и слышали? Скачайте книгу Эдгара Шейна бесплатно →

Саммари

  • Чтобы помочь спикеру закрепить навык публичных выступлений после обучения, дайте ему возможность чаще выступать и получать конструктивную критику.
  • Клуб спикеров — регулярные встречи, на которых спикеры могут оттачивать навык и получать обратную связь от коллег.
  • Клуб спикеров может решать дополнительные задачи — например, заинтересовать других сотрудников возможностью научиться выступать или донести информацию о внутренних процессах компании.
  • Система внутренних прогонов — способ убрать недочёты перед каждым конкретным выступлением на мероприятии (конференции или митапе).
  • Оба способа можно использовать одновременно.
  • В обратной связи важно обращать внимание не только на недочёты, но и на положительные стороны.
  • Не требуйте от спикера исправить всё и сразу — помогите ему выбрать три аспекта, над которыми надо работать.
Дочитали статью до конца?
Оцените полезность рекомендаций
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Error get alias