МЕНЮ
Блог
HR-тренды 2023:
в каком мире мы живём
Как меняются сотрудники и рынок труда: 9 тенденций, от которых нельзя отмахнуться
9 трендов, которые стоит учесть в HR-стратегии:

  • Рост ценности опыта сотрудников
  • Менеджмент с человеческим лицом
  • Борьба за таланты
  • Рост количества контрактных специалистов
  • Совершенствование гибридной работы
  • Целевые рабочие места
  • Прозрачность рабочего процесса
  • Управление изменениями
  • Подготовка лидеров нового формата

Если вы скажете, что работа HR всегда была неспокойной, то будете правы. Но такой неопределённой ситуации у нас не было никогда. И в ней так хочется опереться на то, что точно определит дальнейшие действия (внезапные вводные пока оставим за кадром — будем решать проблемы по мере их поступления).

Сориентироваться в ситуации поможет знание трендов нового года — приоритетов в HR-политике компаний-лидеров. Итак, возьмём за основу данные Gartner, Gallup, Joblist и Forbes и разберёмся в 9 тенденциях, которые уже никуда не денутся (полный список исследований с ссылками — в конце статьи).

1. Рост ценности опыта сотрудников

47% руководителей кадровых служб считают опыт сотрудников основным приоритетом работы в 2023 году.

Каждое касание человека с компанией, от первого впечатления и собеседования до его адаптации, карьерного роста и решения покинуть компанию, формирует его отношение и ожидания. И вы можете этим управлять.

Сотрудников привлекают компании, реализующие 4 принципа работы с персоналом:

1. Учёт личных и профессиональных особенностей каждого.

2. Гибкость графика и системы льгот.

3. Обеспечение благополучия: комплексный подход к психическому, физическому и эмоциональному здоровью.

4. Общая цель, когда ценности, этика и политика компании и команды совпадают.
HR-тренды: опыт сотрудников, развитие персонала
Положительный опыт сотрудников определяет успех компании. При заинтересованности команды:

На 41% сокращаются прогулы.

На 24% уменьшается текучесть кадров в компаниях с высокой текучкой и на 59% — с низкой.

На 17% увеличивается производительность.

На 20% повышаются продажи, на 21% — рентабельность.

2. Гуманизм в отношениях работника и руководителя

31% сотрудников отметили, что их общение с руководством носит нейтральный или явно негативный характер. 49% работников чувствуют себя выгоревшими.

Эмоционально дистанцированное управление остаётся в прошлом. Сотрудники нуждаются в чутких менеджерах-гуманистах. В межличностном общении для руководителей важными становятся:

Доверие и честность. Выполняйте обязательства, уважайте границы, не стесняйтесь показывать свою небезупречность.

Общая приверженность, личная ответственность. Чётко обговорите взаимные договорённости, убедитесь, что они поняты правильно обеими сторонами.

Частые контакты. По возможности обсуждайте вопросы лично, виртуально или по телефону. Помните, что текст может быть неправильно понят.
HR-тренды: выгорание, забота о благополучии сотрудников
Обеспечение благополучия сотрудников лучше отдать отдельному специалисту, и должность директора по счастью перестаёт быть экзотикой.


Если вы сейчас определяете дальнейшие профессиональные пути — мы поможем с выбором. Получите консультацию эксперта Карьерного центра topcareer и выстройте свой трек на 2023 год →


3. Борьба с нехваткой талантов

36% HR-руководителей отметили, что их стратегии подбора персонала не помогают найти людей с нужными компетенциями.


Кто придёт на смену специалистам старшего поколения? Наём в 2023-м будет сложным:

  • у молодёжи нет навыков, востребованных бизнесом;

  • привычные воронки подбора теряют эффективность;

  • кандидаты на интервью исходят из своих ожиданий и ведут себя проницательней.
HR-тренды: управления талантами, борьба за таланты
Гибкий график, достойная оплата, солидные льготы для качественных соискателей стали опциями по умолчанию. Да, можно подумать, что у нас рынок труда принадлежит работодателям, но абы кто никому не нужен, а хорошие специалисты становятся всё более востребованными и знают себе цену.

4. Работа с временными сотрудниками

35% всех рабочих (52 миллиона сотрудников) в США работают проектно. Количество самозанятых в России по состоянию на 31.12.2022 составило 6 561 475 человек (за год оно выросло в 1,7 раз).

Фрилансеров и контрактников становится всё больше. Они занимают те места, которые раньше безоговорочно отдавались работникам в штате. Преимущества заёмного труда уже оценили и работодатели, и персонал.

Выгода для компаний — в возможности нанимать специалистов по контракту, что помогает тестировать и формировать кадровый резерв.

Многие сотрудники, ранее работавшие полный рабочий день, перешли на временную работу. Они могут выбирать проекты и компании, в которых они хотят работать, когда и как они хотят работать.

Будь то бухгалтерия, дизайн или технология, HR-ы должны найти правильное сочетание стимулов, чтобы привлечь на работу нужных людей для каждой роли. Гибкость и контроль становятся главным приоритетом для сотрудников и работодателей.

5. Совершенствование гибридной работы

С 2020 года работодатели и сотрудники в одной лодке — разбираться с преимуществами и проблемами удалёнки нам вместе приходится постоянно.

Долгое время руководители считали, что офисные сотрудники более продуктивны, чем удалённые. Результаты последних 2 лет показали, что люди, которые хотя бы часть времени работали дома, на 9% эффективнее, чем в офисе.

И именно HR-ам придётся разрабатывать и оттачивать новые гибкие модели взаимодействия компании с дистанционным персоналом c учётом реалий.
HR-тренды: гибридная работа
Сотрудники не хотят отказываться от плавающего графика, баланса между работой и личной жизнью и денег, которые они экономят на поездках, питании и отсутствии дресс-кода. Организациям, которые не предлагают гибкие модели работы, труднее нанимать и удерживать персонал.

В то же время при удалённой работе сложно поддерживать взаимное доверие. К счастью, у организаций уже есть все необходимые для этого ресурсы: опыт, системы и оборудование.

6. Целевые рабочие места

82% соискателей указали, что для компании важно иметь цель.
Фокус HR смещается на достижение целей бизнеса.

Это результат действия 3 движущих сил:

1. Автоматизация. Сотрудники освобождаются от рутинных и повторяющихся задач и могут сосредоточиться на более значимой работе. Им важно понимать, в каком направлении идёт компания.

2. Демографические изменения.
И миллениалы, и представители поколения Z уделяют больше внимания ценностям и целям, чем их старшие коллеги.

3. Трансформация психологического контракта. Осмысленность действий важна и для ключевых, и для рядовых сотрудников.

Подключайтесь к формированию целей компании и встраивайте социальную и корпоративную направленность в бренд работодателя и конкретные бизнес-процессы. Создание целевых рабочих мест (должностей, решающих конкретные измеримые задачи) — ваш способ привлекать лучшие таланты и влиять на будущее компании.

7. Прозрачность рабочих процессов

Гибридная работа поставила задачу по измерению и отслеживанию производительности сотрудников. Гибкость как ценность подразумевает выбор подходящих вариантов взаимодействия обеими сторонами: компанией и сотрудником.

Помимо договорённостей о гибком графике, появляются вопросы об обеспечении контроля, признания и вовлечения сотрудников, независимо от того, работают они удалённо или в офисе.

В основе прозрачности рабочих взаимоотношений лежит доверие, и его уровень зависит от роли сотрудника. О действиях в лоб, таких как слежение за компьютером сотрудника, лучше забыть. Нужны новые подходы.
HR-тренды: гибридная работа
Прозрачность и согласованность взаимодействия важна и для поддержки DEI. Вы должны обеспечить условия для того, чтобы все типы работников были представлены и услышаны.

Когда компания предоставляет всем равные возможности, это стимулирует здоровую конкуренцию и профессиональное развитие в команде.

8. Управление изменениями

В 2016 году 74% сотрудников были готовы поддержать организационные изменения в компании, но в 2022 году их число упало до 38%.

Люди устали от неопределённости, и ваша задача — разрядить напряжённость, сориентировать команду, что именно происходит в компании и почему, смягчить влияние перемен на их благополучие.

9. Подготовка лидеров

24% HR-руководителей отметили, что их подход к развитию управленческих качеств не готовит лидеров к будущей работе.
Роль лидера и понимание, за что именно он несёт ответственность, трансформируются. Текущая рабочая среда требует от руководителей большей чуткости и адаптивности.

Несмотря на то, что компании уделяют всё больше внимания развитию soft skills и лидерским навыкам, людей-лидеров по-прежнему мало. Помогите им справляться с сомнениями, страхом и неуверенностью в себе.
Делайте только правильные шаги в профессии и доходах — получите консультацию эксперта Карьерного центра topcareer

Подведём итог: компании станут всё больше полагаться на талант и опыт своих команд, а значит, на HR. Благополучие бизнеса напрямую зависит от тех действий, которые вы будете предпринимать, и если вы учтёте HR-тренды в своей работе, то сможете эффективней привлекать качественных кандидатов и удерживать значимых сотрудников.

***
Ссылки на исследования, которые мы использовали в статье:
Материалы были полезны? Поделитесь ими с коллегами
Уважаемые читатели: полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник.
Просим уважительно относится к труду наших авторов.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Error get alias