Блог

Мифы о работе с клиентами 45+

Формально дискриминации по возрасту в России не существует: это закреплено на уровне закона, но как непросто соискателю зрелого возраста найти работу. Именно поэтому многие из них обращаются за помощью к карьерным консультантам.
Наталья Улискова
Карьерный консультант. Помогаю клиентам найти любимую работу. Эксперт по трудоустройству и профориентации взрослых. Консультирую клиентов 45+.
Но и тут начинаются трудности. Многие карьерные консультанты обходят стороной категорию 45+, справедливо полагая, что помочь им с трудоустройством будет непросто: результат не мгновенный, да и на уровне общения могут возникать сложности, связанные с разницей в возрасте.
Мифы о клиентах 45+
В работе с клиентами 45+ можно выделить несколько реально существующих проблем. Сразу оговорюсь, что каждый соискатель уникален, и список ниже отражает общие тенденции, но может вовсе не характеризовать конкретного клиента.
Итак, клиенты карьерных консультантов в возрасте «за 45»:
Как помогать людям разобраться в карьере, найти работу по душе и решить пробуксовки в карьерном росте? Пройдите обучение на курсе «Введение в карьерное консультирование».
  • не умеют принимать обратную связь, верят, что единожды размещенное резюме обеспечит трудоустройство
  • стесняются своего возраста или, наоборот, прямолинейны — уверены, что на собеседовании нужно быть предельно откровенным
  • имеют устаревшие для рынка компетенции, не имеют digital-навыков, иногда недостаточно хорошо владеют работой на компьютере
  • получили консультацию эксперта по карьере в подарок от детей, а сами не заинтересованы в успешных поисках новой работы
В любой профессии, в том числе в профессии карьерного консультанта, люди сталкиваются со специфическими трудностями, и преодоление их раз за разом — шанс развиваться, прямой путь к профессиональному росту. Единственная разумная рекомендация в этой ситуации — помнить о своей важной роли в жизни человека, о том, что вы и правда можете ему помочь.

Если пункты, перечисленные выше — это реально существующие сложности, то ниже мы расскажем о мифах, которые отпугивают многих карьерных консультантов. Итак, считается, что клиенты 45+...
Неохотно повышают квалификацию или осваивают новые профессии
Этот миф опровергает сама жизнь: если человек действительно хочет найти работу и/или изменить жизнь к лучшему, а не просто пришел на консультацию, потому что неравнодушные родственники подарили сертификат на услугу карьерного консультанта, — то он пойдёт на многие жертвы и преодолеет любые трудности, чтобы достичь цели.
Тревожные и не хотят проявлять инициативу
Ко мне обратился мужчина 45 лет, назовём его К. На протяжении долгой карьеры он занимал разные должности: от руководителя строительных и IT-проектов до финансового директора. К. стремился получить должность менеджера проектов в IT-компании. Я рекомендовала ему выстраивать правильные коммуникации с работодателем с первого контакта и максимально демонстрировать свою заинтересованность.

Во время нашего сотрудничества К. отправил 70(!) откликов на вакансии, прошел 3 тренировочных собеседования, во время которых мы проработали все возможные сценарии.

Благодаря такой активности он получил приглашение на должность администратора проекта в компанию, которая занимается поставкой IT-продуктов и оборудования. Окончательно покорил рекрутера и директора он тем, что во время беседы признался в своих искренних симпатиях к компании, выразил огромное желание в ней работать, а также активно обучаться новому и развивать недостающие компетенции.
Застенчивы и отказываются презентовать свой опыт
Женщина, 56 лет, финансовый директор небольшой компании — назовем ее Л., — попала под сокращение и полгода безуспешно искала работу, после чего обратилась ко мне.

Выяснилось, что в поисках работы она использовала только один сайт (не «топовый»), а публикация резюме на hh.ru и работа с другими ресурсами стали для нее открытием. 80% времени консультации ушли на демонстрацию экрана: мы обсуждали источники вакансий, содержание резюме, его вид на hh.ru и то, как его «читают» рекрутеры.

Обычно после первой консультации с карьерным экспертом клиентов 45+ еще сопровождает страх и неуверенность, но после выполнения первого домашнего задания и тренировки собеседования (зачастую не одной), рождается смелость и желание действовать. Так было и с Л. Вместе мы обновили резюме, обсудили важные аспекты самопрезентации, проработали страхи и подготовили ответы на «сложные» вопросы. После 2 недель регулярных и системных откликов Л. вышла на работу на должность финансового менеджера.
Не готовы слушать и принимать рекомендации
Часто клиенты 45+ обращаются за консультацией к карьерному консультанту после длительного (и безуспешного!) самостоятельного поиска работы. В силу возраста и жизненного опыта они поначалу ведут себя недоверчиво, не всегда верят на слово и не спешат выполнять рекомендации.

Залог успеха в работе с такими клиентами — искренность и такт в сочетании с доступностью информации и комплексностью услуги. За 1 консультацию сложно достичь результата, поэтому желательно сразу настроить клиента на 2-3 консультации.
Имеют завышенные ожидания по заработной плате
Ко мне обратился мужчина (51 год, назовем его М.), последние 20 лет он проработал у одного работодателя, до увольнения занимал позиции директора по развитию и заместителя генерального директора. Никогда работу не искал и последние 3 года не работал.

Несмотря на весьма солидный опыт и громко звучащие должности в резюме, М. здраво оценивал свои возможности, осознавал, какую настороженность у рекрутеров вызывают перерыв в работе и зрелый возраст. А потому искал работу в качестве менеджера по продажам.

По моей рекомендации М. поменял позиционирование своего резюме с директора на менеджера по развитию и управлению проектами. Мы сформулировали сильные стороны, «упаковали» проекты, отработали самопрезентацию и провели 2 тренировки собеседования. Буквально в течение недели после размещения обновленного резюме мой клиент получил приглашение на собеседование, а через 2 недели — оффер.

За свою практику работы карьерным консультантом я убедилась, что самый простой способ развеять мифы — пообщаться с клиентом и дать ему шанс. Важно также прислушиваться к себе: не браться за задачу, если она «не отзывается» — ведь с клиентами важно быть предельно искренними.
Что до клиентов 45+, они умеют быть и стойкими, и упорными, и гибкими. Наша же задача заключается не просто в том, чтобы проявить себя как эксперты по карьере и рынку труда, но и быть коучами, много хвалить и радоваться каждой победе.
Запишитесь на бесплатный мини-курс
и узнайте больше о карьерном консультировании
До старта курса мы проведем знакомство с практикой карьерного консультирования.
Два бесплатных вебинара

Пройдите 2 занятия с основателями школы, которые расскажут о работе карьерного консультанта и рынке карьерного консультирования. Занятия будут проходить 11 и 18 апреля 2020 года
Образовательные письма

Мы вышлем вам полезные письма, которые ответят на многие вопросы
и расскажут о том, как применять свои HR-навыки в карьерном консультировании

11 апреля
13:00 (мск)
11 апреля
13:00 (мск)
Светлана Смольникова
Совладелец «Школы Карьерного Менеджмента», основатель Онлайн-школы TopCareer, занимается обучением карьерных консультантов и HR-ов. Ранее — хедхантер, вместе с командой закрыла более 1000 вакансий, хорошо знает региональный рынок труда. Входит в топ директоров по управлению персоналом в сфере «Профессиональные услуги» (по версии ИД «Коммерсант»).


ТЕМА: «КАРЬЕРНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ — НОВАЯ ПРОФЕССИЯ, ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ, С ЧЕГО НАЧАТЬ ПРАКТИКУ»

— Профессия карьерного консультанта — истоки, текущая ситуация на рынке, запросы клиентов
— Форматы работы — онлайн/очный, групповая работа и проекты внутри компании
— Требования к квалификации и работе карьерного консультанта
— С чего начать самостоятельную практику карьерного консультирования
18 апреля
13:00 (мск)
18 апреля
13:00 (мск)
Айгюн Курбанова
Совладелец «Школы Карьерного Менеджмента», президент Ассоциации Карьерных консультантов, EX-директор департамента по управлению персоналом московского округа «Магнит». Более 15 лет опыта в области управления персоналом, из них более 12 лет — директором по персоналу (HRD московского аэропорта Домодедово). Сертифицированный коуч ICU, карьерный консультант.

ТЕМА: «ВВОДНАЯ СЕССИЯ В КАРЬЕРНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИХ KPI» NEW! Консультация с реальным клиентом во время вебинара!


— Что такое вводная сессия в КК и чем она отличается от других встреч с клиентом?
— Как вызвать у клиента доверие к вам. Тренируемся с реальным клиентом в прямом эфире!
— Технология работы со снятием запроса. Тренируемся с реальным клиентом.
— Что надо сделать при завершении вводной сессии, чтобы клиент захотел к вам вернуться. Тренируемся с реальным клиентом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda