Блог

5 идей сторителлинга для карьерного консультанта

12+ лет в карьерном консультировании, 15+ лет в HR. Руководитель КОЦ «Решение». Супервизии, менторинг и консультирование для карьерных консультантов. Член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения.
Построение и продвижение личного бренда — одна из задач, которую ставит перед собой карьерный консультант, который хочет сформировать свой образ как эксперта в профессиональном сообществе и в глазах потенциальных и текущих клиентов.

Что такое сторителлинг?

Вспомните, как как мы зачитываемся интригующим детективом, или как ждем продолжение сериала, чтобы погрузиться в новую историю о любимых героях.

В эти моменты мы соприкасаемся с прекрасным, работающим, оригинальным инструментом для решения задачи выше — сторителлингом.

Storytelling (англ. – рассказывание историй) – это способ рассказать об эксперте или продукте (=товаре/услуге) с помощью голоса, текста, видеоролика и картинок так, чтобы читатель сопереживал героям и предметам в истории.

Люди очень редко любят прямолинейную рекламу. От нее устают, она раздражает, при ее просмотре рождается сопротивление, создается ощущение навязывания.

Сторителлинг не навязывает. Слушатель сам принимает решение, как ему отнестись к услышанному или увиденному, поверить или нет, согласиться или возразить автору истории.

Мы настолько привыкли к тому, что нас окружают истории, мы так часто их слышим или рассказываем, что они стали частью нашего мира и мира наших клиентов.
Если вы не превратите свою жизнь в истории, то станете частью чужой истории. Терри Пратчетт
Мы все рассказываем и слушаем самые разные истории на протяжении нашей жизни:

Мамы рассказывают сказки детям, они с замиранием и восторгом их слушают. Сказочные истории развлекают и завораживают, запоминаются и восхищают.

В школе теория об открытии химического закона лучше заходит ученикам, если ее сопровождает интересная история об ученом, который совершил прорыв, почти взорвавшись в процессе эксперимента. Истории обучают и говорят на языке эмоций.

Потом подруга или старший брат делятся с нами зарисовками (свидания, экзамены, дружба и предательство) из их личной жизни, и мы впитываем их опыт успехов и провалов. Истории учат нас и дают рецепты, как преодолевать сложное и непонятное.
Просматривая телепрограммы, пролистывая сайты, заглядывая в видеоканалы, иногда мы останавливаемся, чтобы посмотреть забавную рекламу. А если она классная, то кидаем видео другу или коллеге. Истории продают.

Истории — это универсальный язык, который карьерный консультант может использовать:

  • для выстраивания крепкой связи между собой и своей аудиторией,
  • продажи своих услуг и экспертности.
    Узнайте, как продвигать свои услуги и растить личный бренд, на курсе для карьерных консультантов.

    Техника продающего сторителлинга

    Рассказывая историю, вы продаете. Помните, что продажа – это основное назначение метода сторителлинга.

    Каждый продает в своем стиле: тонко или грубовато, деликатно или в лоб, интересно, художественно или ярко, энергично, агрессивно, яростно или нежно, с юмором, нагромождая детали или коротко и емко.

    Стиль подачи информации и сила продажи будет зависеть:

    • от вашей стратегии продвижения;

    • вашего таланта к созданию, написанию и рассказыванию историй: тексты + картинки;

    • ваших способностей к публичному выступлению: голосом или в видеоформате;

    • таланта вашего копирайтера :)
    При этом история должна быть:

    Своевременной: посвященной тому, что вокруг нас происходит именно сейчас.

    Актуальной: старые новости обсуждать может быть неинтересно и скучно.

    Полезной: на бесполезное не хочется тратить время, которое бесценно.

    Правдивой: конечно, если вы сразу не сказали, что история полностью выдумана и на это есть причины

    Развлекательной: «Хлеба и зрелищ» — это известное изречение из 10 сатиры поэта-сатирика Ювенала определяет около 50 % успеха каждой истории

    Эмоциональной: эмоции – основа для любой увлекательной истории. Без них история скучна, мертва и неинтересна

    Запоминающейся: эмоциональный след и память про героев истории должны жить в вас и после окончания рассказа

    Вдохновляющей и мотивирующей: если мы хотим такой же результат, о котором мы узнали, мы придем к тому, кто рассказал, как его достичь. Нам интересен тот, кто помог герою, если мы узнали себя в герое истории и сопереживали ему

    Интригующей: мы будем ждать финал истории или следующую историю, вовлекаясь с головой в процесс. Вспомните любимый сериал, как вы не спали до 6 утра, чтобы посмотреть сезон целиком и досмотреть до финала и выдохнуть, узнав кто, как, с кем и почему все именно так.

    Я думаю, вы найдете массу информации в книгах, интернете, у экспертов о сторителлинге, как о маркетинговом инструменте в целом. Поэтому я не буду сейчас обсуждать теорию в целом, а сфокусируюсь на элементах хорошей истории и пяти основах или примерах для историй, которые может рассказывать карьерный консультант.

    Элементы хорошей истории

    1
    Цель. Послание, мораль – то, ради чего рассказывается эта история.

    Спросите себя, что полезного, нового и важного узнает клиент, если послушает вашу историю:

    • Он начнет думать по-другому? Захочет перевернуть мир?
    • Получит полезные рекомендации? Прикоснется к важному?
    • Вдохновится идеей, восхитится, расстроится?
    2
    Герой. Главное действующее лицо.

    • Он должен быть реальным. Тогда слушатель может сравнивать себя с героем, переносить его эмоции на себя. Например, это вы или ваш клиент.

    • Чтобы этическая сторона дела не пострадала, можно придумать клиенту другое имя, изменить какие-то запоминающиеся детали реальной истории. С помощью детализации (возраст, должность, жизненная ситуация) вы оживите своего героя, сделаете его объемным.

    Мое любимое имя для героя-клиента: Василий.
    3
    Среда. Место, где находится наш герой, ситуация, в которой разворачиваются события.

    Описывайте, где и как случилась история:

    • Весной во время консультации в Скайпе вы впервые увидели Василия, который пришел к вам после нервного срыва и увольнения…

    Добавляйте детали, описывающие среду, в которая история разворачивалась и развивалась:

    • Клиент устало рассказывал про своего токсичного руководителя: он работал в компании директором по продажам, когда случился кризис; не выдержал ежедневного хамства, уволился, гордо хлопнув дверью, и вот уже 6 месяцев не может найти работу в Москве, а ведь есть семья, ипотека и в его глазах — непонимание, что он делает не так…
    4
    Сюжет. То, что происходит с героем в определенном месте, обстоятельствах и условиях.
    5
    Начало. Сюжетная завязка. У любой истории есть то, с чего она начинается.

    Например:

    • Как вы познакомились со своим клиентом, который обратился к вам за консультацией

    • Как вы начали думать о том, чтобы стать карьерным консультантом и т.д.
    6
    Конфликт. Преодоление героем сложностей, трудностей.

    • Если вам удается описать все, что пришлось преодолеть герою на пути к заветному офферу или повышению зарплаты, создать напряжение, которое разрешается в конце истории, то ваш рассказ становится намного притягательным для аудитории.

    • Конфликт почти всегда вызывает эмоции и переживания, приковывает внимание и показывает, что жизнь – это не только удачи и радости, но и глупости, провалы, поражения, предательство, и все мы – люди. Реальные и настоящие.
    7
    Развязка. Завершение истории, не важно — счастливое или не очень.

    Здесь подводится итог, делаются выводы, признаются жизненные уроки.
    Чтобы не пропустить открытые уроки, события и курсы для карьерных специалистов, подпишитесь на наш календарь. Присылаем раз в месяц ↓

    5 примеров историй, которые вы можете рассказывать уже сегодня

    1
    История вашего клиента.

    • Опишите реальную историю о своем клиенте, как вы решили его запрос, с какими результатами. Не забудьте изменить персональные данные и получить разрешение, если клиент согласен.

    • Несколько месяцев назад я записала видео: рассказ про успешную релокацию в Америку моего клиента – разработчика и получила несколько запросов на консультацию в данном направлении.
    2
    История оффера.

    • Одна из самых прелестных, восхитительных историй, которые карьерному консультанту приятно рассказывать, а его аудитории полезно слушать.

    • Из моего опыта: в начале года я разместила картинку с текстом «Оффер клиента: 17 млн. рублей в год….Год начался» (больше деталей я рассказать не смогла).

    Она вызвала бурю эмоций, вопросы и желание со стороны клиентов обратиться ко мне, чтобы решить максимально эффективно их карьерный запрос.
    3
    История о карьерном консультанте, как об эксперте.

    • Любые истории о вашем росте и развитии, как карьерного эксперта.

    • Недавно я провела прямой эфир, где рассказала историю про себя на тему: «Как совершить переход из офиса во фриланс (КК)».

    После я получила несколько комментариев от других карьерных консультантов, чтобы история вдохновила и им было важно услышать, что возможно успешно зарабатывать консультированием и это реально.
      4
      История о продукте.

      • Расскажите, как создавался ваш мастер-класс, сколько вы вложили туда труда, идей, усилий.

      • Поделитесь результатами, которые получают ваши клиенты, сделав упражнения по профориентации; как это позволило им понять, кем они могут быть в новой карьере.

      Весной я записала пять консультаций с одним своим клиентом – художником, который хочет быть постановщиком кино, и получила разрешение на их публичное использование. История знакомства с молодым человеком, наших переговоров, которая перерастает позже в просмотр видео (а это уже почти сериал) становится историей про часть курса (продукта), где эти материалы используются для работы.
      5
      Личная история.

      • Законы маркетинга обмануть невозможно! Люди любят знакомиться с карьерным консультантом как с интересной личностью, читать что-то персональное из его жизни.

      • В моем случае – пост про покупку УАЗика и его фотография на фоне заката (без голых женщин, умилительных детей и мужественных мужчин) набрала пару сотен лайков за пару дней и обогнал по популярности профессиональные посты.
      История каждого из нас начинается где-то посередине истории кого-то другого, и множество таких вот историй, точно спутанные мотки шерсти, попросту ждут, когда их распутают. Джоанн Харрис
      И в завершении хочу вам пожелать: создавайте свои истории, рассказывайте их, делитесь эмоциями, — и ваш личный бренд будет развиваться и становиться сильным и интересным вместе с ними.
      Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
      Скоро стартует курс «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»
      Освойте новую онлайн-профессию и HR-специализацию, получив дополнительный источник дохода. У нас повышают квалификацию HRD, руководители HR-функций и практикующие карьерные консультанты.
      Made on
      Tilda