Блог

Чем карьерный консультант отличается от коуча

Карьерный консультант и коуч, член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения.
Чтобы не работать на нелюбимой работе, достигать СВОИХ целей, выстраивать СВОЙ карьерный трек, и тратить время на то, что принесет пользу — важно решать вопросы в синергии с профессионалом. Очень ценно, что в России помощь специалистов в развитии карьеры приобретает популярность.
Важно понять, кто же поможет клиенту в том или ином вопросе — консультант или коуч. Хочу поделиться своей точкой зрения, так как в работе использую техники как консультирования, так и коучинга — все зависит от запроса, с которым обращается клиент и от тех задач, которые мы будем решать в процессе работы.

Какие запросы может решать коуч, а какие консультант

Узнайте, с какими запросами работает карьерный специалист, на курсе «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»

Поговорим о целях: есть ли разница?

В коучинге предполагается, что все ответы уже есть у клиента. С помощью правильных и вовремя заданных вопросов клиент их находит самостоятельно внутри себя. Предполагается, что экспертизой обладает именно клиент, а коуч искусно направляет к целям.

В консультировании экспертиза есть у консультанта: знание о текущем состоянии рынка труда, востребованных профессиях и компетенциях, уровне дохода. Консультант эффективно решает конкретные задачи, делится экспертизой, предоставляет информацию, на основании которой совместно с клиентом делает выбор.
Глобально цели коучинга и консультирования едины — помочь клиенту решить текущую карьерную задачу. На уровне задач и инструментов будет наблюдаться отличие.

Что делать, если запрос «не по адресу»

Мне сложно дифференцировать клиентов, выбирая, что кому подходит, так как работаю в двух техниках. Но бывает так, что клиент с коучинговым запросом приходит на консультирование и ждет волшебной таблетки от консультанта. Условно это может звучать так: «Решите за меня, чего я хочу» или «Все говорят, что в Газпроме стабильно и высокие заработные платы, поэтому я хочу в Газпром». То есть читаю недопонимание собственных ценностей, начало работы не с задачей, а уже с решением, которое продиктовано извне и может не быть подлинной целью клиента.

Для работы в коучинге очень важное качество для клиента — это готовность прорабатывать и осознавать свои ценности, сильные стороны, фиксироваться на том, что позволит в перспективе быть успешным. У клиента может идти сильное сопротивление или неготовность к изменениям, которые могут выражается вплоть до соматики. Именно поэтому проводится вводная встреча.

Если на вводной сессии понимаю, что вопрос не про коучинг или, наоборот, не про консультирование — сразу обозначаю это клиенту, поясняя, как работать максимально эффективно для решения ситуации.

Если же коуч не обладает экспертизой консультанта — согласно этическому кодексу он говорит, что в текущей работе не может решить данный вопрос и предлагает контакты консультанта.

В процессе работы сталкиваюсь также с запросами на психологическое консультирование. И если мы с клиентом работаем над карьерой — мягко предлагаю обратиться к специалисту.
Важно разграничить зоны ответственности, иначе клиент будет ждать чуда и у него будет впечатление, что чудо не случается как раз потому, что запрос не может решить текущий специалист.

Как строится структура сессии с консультантом и коучем

Приведу общий алгоритм коуч сессии и консультационной сессии.

Коуч-сессия
1
Формулировка цели.
2
Анализ текущей ситуации:
  • как видит ситуацию клиент;
  • расширение и уточнение картины.
3
Составление плана действий:
  • идеи;
  • намерения;
  • ресурсы для достижения карьерных целей;
  • определение сроков реализации планов.
4
Контроль и поддержка в реализации плана:
  • определение контрольных точек;
  • промежуточная и итоговая обратная связь.
Консультационная сессия

  1. Знакомство. Формулирование цели на встречу.

  2. Диагностика текущей ситуации.

  3. Уточнение запроса на работу.

  4. Поиск и выработка решения ситуации.

  5. Завершение работы. Фиксация договоренностей.
Чтобы не пропустить открытые уроки, события и курсы для карьерных специалистов, подпишитесь на наш календарь. Присылаем раз в месяц ↓
Количество сессий коучинга и консультирования также отличается. Как правило для решения карьерного запроса в консультировании может использоваться от 1 до 5 встреч, в коучинге от 1 до 8. Если планируется дополнительная работа, рекомендуется сделать перерыв от месяца, чтобы клиент смог внедрить в жизнь выработанные решения.

Но количество сессий, как и точный план на сессию, индивидуален и будет зависеть от конкретной ситуации. Привожу общий алгоритм для выстраивания работы, который использую сама в ходе работы. План может трансформироваться.

В консультировании заметила тенденцию: клиенты работают в направлении карьеры в рамках плана (уже после смены работы) в поддержке, записываясь на одну сессию в месяц. За встречу мы калибруем цели, выстраиваем вектор дальнейшей работы и клиент сам понимает, насколько действия соответствуют целям.

Коротко об основных инструментах

В коучинге вопросы будут ориентированы на настоящее и будущее, стимулировать на движение вперед. При всей простоте искусству задать правильный вопрос в нужное время и получить требуемый объем информации требуется учиться и проходить сертификацию.

В консультировании много внимания уделяется прошлому опыту, на который опираешься при решении карьерных запросов. Вопросы строятся на анализе компетенций, ранее решенных кейсов, чтобы сфокусироваться на построении карьеры в перспективе.

Коучинговые инструменты используются в консультировании, обратный процесс встречается реже.
Коучинг или консультирование — зависит от запроса и от задач. Главное — это результат. Напомню анекдот: «Сколько нужно коучей, чтобы заменить лампочку? Один, если лампочка готова к изменениям».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Скоро стартует курс «Карьерный консультант — специалист по развитию карьеры»
Освойте новую онлайн-профессию и HR-специализацию, получив дополнительный источник дохода. У нас повышают квалификацию HRD, руководители HR-функций и практикующие карьерные консультанты.
Made on
Tilda