Блог

Что такое сорсинг и как стать сорсером

Talent Acquisition Team Lead & HR Business Partner в IT HUNT. Специалист по оценке персонала, Recruiting mentor
В последнее время стало популярным понятие «сорсинг». Оно пришло из IT-рекрутинга, хотя сорсер — это не рекрутер. Более того, в США и других странах эти две должности разделяют и даже присваивают им разные компетенции. Так что такое сорсинг? Давайте разбираться.

Сорсинг: что это такое простыми словами

На самом деле, нет официального определения этого понятия. Если совсем просто, то сорсинг — это поиск. Но это не совсем верно, поскольку сорсинг гораздо шире и глубже. В него входит и поиск источников, и поиск людей, и поиск контактов соискателей, и даже первый и самый важный контакт с кандидатом. Сорсинг — это про аналитическое мышление, умение установить контакт и заинтересовать. Под этим словом мы подразумеваем привлечение пассивных кандидатов.
Компетенции сорсера:

  • аналитическое мышление

  • логическое мышление

  • системное мышление

  • внимательность к деталям

  • вариативность

  • умение устанавливать первый контакт

  • любознательность, стремление к изучению нового

Где можно использовать сорсинг?

Самые известные поисковые машины — Google и Yandex. Для поиска в них используются модели сорсинга — Boolean search и X-Ray.

Boolean search — это основная логика составления поискового запроса с использованием определенных логических операторов, более широкое понятие.

X-Ray переводится как рентген. Это поиск по конкретному сайту с использованием оператора «site» и дополняющими его основными логическими операторами, более узкое понятие.

Основные операторы Google

AND — оператор «и», используется, чтобы найти страницы, на которых есть все указанные ключевые слова. Сейчас нет необходимости его использовать, так как поисковик автоматически объединяет слова и ищет все указанные.

OR — оператор «или», он помогает найти необходимую информацию, где ключевые слова могут быть заменены синонимами.

«-» — применяется для исключения из поиска ненужных слов или фраз.

() — помогает сгруппировать части запроса и расставить приоритеты.

"" — применяется для поиска точных фраз.

site: — нужен для поиска на конкретном сайте, как раз тот самый основной оператор из X-ray, после двоеточия пробел не ставится.

intitle: — помогает находить страницы/документы, где ключевые слова находятся только в заголовках, после двоеточия пробел не ставится.

filetype: — находит файлы определенного формата, после двоеточия пробел не ставится.

Основные операторы Яндекс

& — оператор «и», объединяет ключевые слова.

| — оператор «или», выполняет и объединяет поиск по синонимам.

«» — поиск по конкретному словосочетанию.

~~ — применяется при необходимости исключить ненужные слова или фразы

() — объединяет параметры поиска.

title: — помогает находить страницы/документы, где ключевые слова находятся только в заголовках.

site: — нужен для поиска на конкретном сайте.

mime: — помогает находить файлы определенного формата.

lang: — находит документы на определенном языке.
Секреты подбора топовых кандидатов — узнайте нюансы охоты на топов от эксперта в Executive Search на открытом уроке перед стартом курса

Сорсинг в социальных сетях

1
Facebook
Внутри самого FB сорсить проблематично. Если нужно найти в нем профили потенциальных кандидатов, то лучше использовать X-ray и специальную ключевую фразу others named и оператор кавычки или оператор inurl: и ключевое слово people, что позволит найти непосредственно профили людей.
Примеры:

site:facebook.com "others named"
site:facebook.com inurl:people
2
ВКонтакте
Для поиска ВК можно и нужно использовать все доступные способы. Это и постинг вакансии, и поиск по группам, и булевые запросы, и использование поисковой строки с настройкой всех необходимых фильтров.
3
Linkedin
Внутри самой социальной сети очень хорошо работают булевые запросы. Основные операторы для использования в поисковой строке Linkedin: AND, OR, NOT, «», (). Также сайт предлагает разместить одну бесплатную вакансию и получить демо премиум аккаунта на 1 месяц бесплатно, но не чаще чем 1 раз в 6 месяцев.

Автоматизация сорсинга в HR

1
Плагины — расширения для браузера, которые дают дополнительные возможности для сорсинга
Boolean Assistant — бесплатный плагин для Google Chrome, который помогает сформировать Boolean-запрос по заданным параметрам

Hiretual — помогает находить контакты в Linkedin, Facebook, Twitter и Instagram. Бесплатно можно открыть лишь 15 контактов в месяц

Multi-highlight — подсвечивает отдельным цветом каждое из ключевых слов, используемых в запросе

Lusha — плагин, который сканирует страницу Linkedin и открывает контакты пользователя

CandyJar — показывает все социальные сети в которых есть профиль кандидата
2
Агрегаторы — платные платформы, собирающие резюме кандидатов из всех возможных источников и объединяющие их в один профиль, открывают все контакты, которые были засвечены в сети
Amazing Hiring — содержит в себе резюме it-специалистов из более чем 50 источников, полезен для поиска не только по российскому рынку, имеет собственный плагин и ATS. Предоставляет демоверсию.

Подбор — собирает резюме технических специалистов России из более чем 15 источников. Есть возможность взять демо-версию.

CandyJar — собирает резюме IT-специалистов по всей России (пока), позволяет оценивать профили кандидатов из GitHub, отдельно выделяет кандидатов, которые находятся в поиске работы или готовы рассмотреть предложения, имеет собственный плагин. Отличительной чертой является возможность генерировать персонализированные тексты сообщений для кандидатов, исходя из их предпочтений и актуальных навыков. Есть бесплатная мини-версия.
Подпишитесь на рассылку! 50 000 ваших коллег уже читают нас.
Узнавайте первыми об открытых уроках с топовыми HR-экспертами, интервью, конференциях и кейсах от профи ↓
3
Инструментарий digital-маркетологов
Targethunter — сервис для поиска целевой аудитории во ВКонтакте. С помощью данного сервиса можно спарсить людей с их контактами из интересующих вас групп в таблицу Excel для дальнейшей работы с ними.

Мобильный WIFI-РАДАР — роутер, который собирает MAC-адреса в радиусе от 1 до 70 метров и даёт возможность использовать их в своих рекрутерских целях, например, для представления вакансий или для повышения узнаваемости HR-бренда компании среди своей ЦА (в основном с помощью таргетированной рекламы).

Стоит ли выбирать такую узкую направленность и идти в сорсеры?

Выбор путей карьерного развития всегда остается за человеком. Кто-то не любит общаться с людьми, но любит серфить в интернете, находить и тестировать новые площадки и расширения, — такому человеку больше подойдет профессия сорсера.

Кому-то, наоборот, больше хочется общаться с людьми, изучать и применять разные методы оценки персонала, — в этом случае стоит выбрать путь рекрутера. А кому-то надоедают однообразные функциональные обязанности, смена вида деятельности для них — лучший вид отдыха, а в области интересов находится и сорсинг, и оценка. Такому специалисту стоит обратить внимание на полный цикл подбора персонала.

Где брать знания?

Что почитать? Jan Tegze "Full Stack Recruiter. The Ultimate Edition" и Язиля Насибулина "Пособие it-рекрутера»

На кого подписаться в соц. сетях и чьи видео посмотреть? Егор Яценко и Irina Shamaevа

Каналы в телеграм. Nuances of Sourcing и Boolean Search Hacks
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Мы публикуем разные точки зрения.
Показать ещё...