Блог
Искусство управлять своим боссом
Искусство управлять своим боссом также важно, как и искусство управлять своими подчиненными. Не всем повезло работать с грамотным руководителем. От вашего непосредственного руководителя может в большой степени зависить, насколько вы в целом удовлетворены своей работой. Если вы не создали эффективные отношения с вашим руководством, то вы ограничиваете себя в производительности, эффективности и карьерном росте.

Не всем нравится идея управлять своим руководителем. Что это означает? Манипулировать им? Подлизываться? Завязывать приятельские отношения? Ответ – формировать отношения основанные на понимании взаимной зависимости и уважении.

Один из самым очевидных аспектов отношений с руководителем это понимание, чего же он хочет от вас как подчиненного. В наших интересах помогать руководителю выполнять свою работу хорошо. С точки зрения продвижения карьеры и личной эффективности гораздо полезнее работать на успешного босса. Помогите ему стать таким.

Каждый руководитель ожидает от своих подчиненных как минимум следующего:

Результативность. Работа руководителя становится проще, если его подчиненные позитивны, мотивированы, принимают на себя ответственность и отлично выполняют свои задачи. Им нравится, когда подчиненные проявляют инициативу, если видят, что что-то требует внимания, какая-то проблема требует решения. Подчиненные, которые предлагают варианты рершений, ценный ресурс для своего руеоводителя.

Желание сотрудничать. Любой руководитель ответственен за большое количесто показателей, и ваши проблемы у него не единственные. От вас как минимум ждут желания идти навстречу, а не затруднять жизнь.

Инициатива. Да, все знают, что «инициатива наказуема» - может появиться больше обязанностей, могут обвинить в случае неудачи. Но руководителям нужны люди, которые возьмут на себя ответственность, кторые готовы рискнуть.

Быть информированным. Руководитель ожидает, что вы будете в курсе последних тенденций в вашей отрасли или сфере детельности. Кроме этого, он надеется, что вы хорошо знаете клиентов, конкурентов и как изменения в технологиях повляют на ваш рынок.

Ответственность за свой профессиональный рост. От хорошего сотрудника руководитель ожидает, что тот будет постоянно развиваться в профессиональном плане, даже если компания не предоставляет формальных возможностей для обучения. Книги, семинары, конференции можно и нужно осваивать самостоятельно. Если вы беретесь за сложную задачу в рамках своей работы, это тоже ваш профессиональный рост.

Для понимания более специфических ожиданий именно от вас можно использовать следующий инструмент карьерного консультирования - Модель восприятия компанией ценности сотрудника.

Последовательно ответьте на вопросы:

  1. Какие базовые результаты ожидает от вас компания в лице вашего руководителя? Это результаты, которые позволяют вам пройти испытательный срок.
  2. Какие нормальные результаты ожидает от вас компания в лице вашего руководителя? Это результаты, которые позволят вам сохранить работу и не прослыть в глазах руководства отстающим.
  3. Какие результаты от вас не ожидают, но их наличие будет высоко оценено?
  4. Какие результаты, превышающие ожидания, вызовут радость, удивление и высокую оценку руководителя?

Ответы на третий и четвертый вопросы – это результаты, которые позволят вам получить продвижение в карьере. К сожалению, бывает так, что сотрудник сосредотачивает свое внимание на проектах, относящихся к третьей и четвертой стадии, забывая про базовые ожидаемые результаты. Это подрывает его шансы на продвижение. Если вы затрудняетесь ответить на первые два вопроса, это тревожный знак и прекрасный повод поговорить с вашим руководителем.


Еще один важный момент в выстраивании эффективных отношений с руководством – это понимание рабочего стиля своего босса. На что следует обратить внимание?


  • Хочет ли ваш руководитель знать все детали ваших планов, проектов и проблем? Или ему нужна общая картина?

  • Как часто ему комфортно получать ваши отчеты?

  • Ваш руководитель в среднем склонен к позитивному или критичному отношению?

  • Есть руководители, которые больше фокусируются на отношениях в коллективе, а есть те, которых интерсует больше выполнение задач. К какому типу относится ваш руководитель?

  • Открыт ли ваш босс новому или консервативен?

  • Предпочитает ли ваш руководитель все контролировать/делать сам или свободно делегирует задачи?

  • Склонен ли он принимать быстрые интуитивные решения или предпочитает подумать и проанализировать все альтернативы?

  • Предпочитает ли ваш руководитель прочесть письмо или выслушать вас лично?

  • Экстроверт ваш босс или интроверт? Разговорчивый и предпочитает находиться среди людей или вдумчивый и предпочитает работать в одиночестве?

Знание таких деталей поможет вам максимизировать эффективность ваших коммуникаций. Убедитесь, что вы понимаете своего босса и его контекст, включая цели и задачи, его проблемы, его сильные, слабые стороны, «слепые зоны» и предпочитаемый стиль коммуникации.

Следующим шагом все то же самое вам нужно понять о себе. Оцените себя и свои потребности, включая сильные и слабые стороны, предпочитаемый стиль коммуникации, ваше отношение к власти и подчинению в целом. Необходимо знать, в чем вы сходны и в чем вы различаетесь с руководителем в подходах. И там где вы различны, нужно быть особенно внимательным. Это потенциальная зона для непонимания и негативных эмоций с обоих сторон.

Итак, продуктивные отношения с руководителем это такие, которые:

  • Учитывают ваш стиль и вашим потребности также, как и стиль и потребности вашего босса

  • Позволяют иметь ясные ожидания друг от друга

  • Позволяют вашему руководителю быть хорошо информированным

  • Основаны на взаимозависимости и честности

  • Избирательно используют время и ресурсы руководитель


Источник: Harvard Business Review, 1980. John Gabarro, John Kotter "Managing your boss"
Джон Габарро, Джон Коттер "Как управлять своим боссом»
Harvard Business Review, 2007. Larry Bossidy "What your leaders expect from you"
Лэрри Босиди «Что ожидает от тебя руководитель»

Перевод с английского: Евгения Кувшинова – карьерный консультант
Читайте больше интересных материалов в нашем блоге:
Показать ещё...
Made on
Tilda